В статье "Хадзити: женские тату Окинавы" говорится об острове Окинава и государстве Рюкю, существовавшем на этом острове и островах Рюкю в XV-XIX веках. Связи с соседним Тайванем, дальними островами Самоа или Палау, могли повлиять на распространение культуры татуировок с южного направления. Хотя, если мы обратим взор на северную часть Японии и проживающую там народность айну, мы увидим, что среди них также был распространён обычай татуирования рук у женщин. По последним данным, люди проживающие на юге (Окинава) и на севере (Хоккайдо) Японии имеют между собой генетическую связь, поэтому возможно предположить, что в древней Японии обычай татуировать руки у женщин существовал повсеместно, однако позднее был вытеснен на южные и северные оконечности страны далёкими и весьма воинственными предками современных японцев.
Женские татуировки народа айну (север Японии). |
Наиболее распространённое объяснение практики хадзити состоит в том, что татуировки служили сигналом о процессе взросления. Примерно в 11 лет юная девочка учинанчу (так окинавцы называли свой народ) шла к татуировщице (хадзития), иногда это была платная мастерица, а иногда близкая подруга семьи или родственница, но обязательно женщина. Мужчинам заниматься данным делом строго запрещалось. Болезненный процесс начинался с одной отметки. В последующие годы, по мере взросления девочки, добавлялось больше символов: каждый палец получит свою фирменную линию. Как только обе руки были закончены, девушка становилась женщиной, «рождалась» для общества и была готова к браку.
Татуировщица и молодая девушка во время нанесения татуировки на руки. |
Татуировки был далеко не единственным способ, которым учинанчу обозначали положение женщин в обществе.
Рюкю имеет долгую историю женского спиритуализма, известного как Онаригами (おなり神) - «Религия Богини». В рамках этой концепции женщины являются хозяйками духовной сферы и воплощением Богини на земле. Действительно, пока Рюкю был независимым от Японии государством, женщины занимали все важные духовные посты в государстве. Великие жрицы исполняли самые важные обряды королевского двора, местные общины обслуживались одетыми в белое жрицами по имени Норо: они считались воплощением Богини. Шаманки и медиумы по имени Юта также обслуживали местные деревни, но уже по более жизненным поводам вроде порчи, приворота, обрядов по изгнанию духов и пр. Норо и Юта фактически составляли властный костяк всех деревень и островов, исполняя не только религиозные функции, но и занимаясь организационной, политической и социальной работой. Они были старостами деревень и посёлков.
Однако убеждения о женской силе относились не только к тем, кто занимал высокие титулы. В религии Рюкю считается, что все женщины, существующие на земле, обладают наивысшей духовной силой. Отношения между братом и сестрой важны на Окинаве из-за способности сестры благословлять поведение брата; многие ритуалы и даже фестивали вращаются вокруг этой концепции. Без благословения сестры брат не мог выполнять ни одно из важных дел общины.
В этом контексте легко увидеть важную символику, присущую хадзити, которые были символами, рождёнными среди женщин. Они были ещё одним символом, отметкой о духовности, которой обладали исключительно женщины.
Окинава чем-то похожа на древний Крит: там тоже велась оживлённая торговля, и там также женщины "рулили" в духовно-религиозной сфере (по крайней мере).
Что касается татуировок, то я думаю, что они как-то соотносятся с женскими посвящениями. Всё это нарабатывается веками, подобно нити пряжи собирается и наматывается в клубок, но, к сожалению, эта нить может быть обрезана одним ударом меча.
Если взглянуть на инициатические практики под широким углом зрения, то основной их целью является "прививка" неофита к миру духа (или к миру духов, если угодно). Здесь всё похоже на прививку культурного растения к стволу дикорастущего растения: отсюда, в частности, и болезненная процедура "обрезания". Вообще, мне кажется, духовность связана с болью. Если душа не болела, не страдала, - грош - цена такой душе. И, может быть, нанесение татуировок девочкам следует рассматривать как один из аспектов необходимого страдания, в горниле которого рождаются "великие души". Отсюда и понятно, почему эти "махатмы" занимают высокие титулы в обществе. Это вполне естественно и разумно. Когда во главе общества находятся люди типа махатмы Ганди, благословенно то общество. Когда же "вертикаль" власти занимают толстокожие «Три Толстяка», жди беды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий