Сейчас принятая стратиграфия Гёбекли-Тепе включает в себя три культурных слоя. Верхний (слой I) вообще неинтересный. Средний (слой II) состоит из небольших четырёхугольных строений без дверных проёмов (доступ через крышу). Это более-менее понятно на что похоже – в знаменитом Чатал-Хююке, например, очень похожая архитектура. Однако, согласно датировке, слой II Гёбекли-Тепе древнее самых старых слоёв Чатал-Хююка примерно на тысячу лет и относится к 8500-7700 гг. до н. э. Источник.
Слой III состоит из круглых или овальных каменных строений, самые ранние из которых датируются 9 600-ми годами до н. э. (11 600 лет назад).
Сейчас раскопано четыре таких круглых строения, но по данным геофизических исследований их общее количество может достигать двадцати.Интересно, что слой III был отделён от слоя II толщей земли искусственного
происхождения. Кто-то намеренно засыпал старые храмы и построил на их
месте поселение. Причина, по которой был засыпан слой III (если это действительно было сделано намеренно), неизвестна.
В слое III не найдено очагов или печей, ничего похожего на кухни. Не обнаружено хлевов и вообще каких-либо следов того, что здесь собственно жили. Получается, что сперва было только ритуальное место, а затем (причём, через заметный промежуток времени) на этом месте появилось поселение. Более того, «храмы» Гёбекли-Тепе, судя по всему, были построены до одомашнивания злаков и скота – до того, что принято называть неолитической революцией.
Однако это не единственная особенность слоя III. В нём (и в слое II) найдено множество каменных резервуаров и даже достаточно больших «цистерн» для хранения зерна, а также множество молотильных камней и ступок. То есть, следов приготовления пищи нет, а следы её хранения есть. Кроме того, в нижних слоях обнаружено множество каменных чаш для питья. Из этого обстоятельства обычно делается достаточно уверенный вывод о хранении и употреблении здесь алкогольных напитков. Говорится даже о пиве, точнее о далёком предке того, что мы сейчас называем пивом.
В антропологии есть так называемая «теория фиесты». Она утверждает триггером неолитической революции необходимость устроения масштабных празднеств. Организация таких праздников требовала централизованной заготовки продуктов питания – дичи и злаков. Необходимость создания запасов привела с одной стороны к развитию новых способов хозяйствования и доместикации животных и растений, а с другой – к созданию осёдлых поселений «на сене» заготовленных запасов.
У этой теории есть свои достоинства и свои недостатки, и в контексте Гёбекли-Тепе она не объясняет, например, отсутствия рядом поселения. Однако то, что Гёбекли-Тепе был местом накопления и распределения запасов, можно утверждать с определённой долей уверенности. Более того, он в первую очередь был именно «общаком», а уже во вторую – ритуальным центром. Причём, судя по всему, Гёбекли-Тепе обслуживался крупным сообществом, точнее сообществами – строился и содержался «всем миром».
Кстати, Гёбекли-Тепе находится всего в десяти километрах от горы Караджа
Даг. Согласно данным генетических исследований, современная
культивируемая пшеница является потомком дикой пшеницы-однозернянки, всё
ещё растущей на склонах этой горы. Есть даже теория, что первые
эксперименты древних сообществ с выращиванием пшеницы были связаны с
необходимостью поддерживать «общак» в Гёбекли-Тепе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий