Интересно, что символ Японии - великая гора Фудзияма - имеет в своём названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага» (Источник).
А что это за «божество очага»? У древних греков мы знаем Гестию, у древних римлян - Весту. Да и верхнепалеолитические "венеры" чаще всего находят в непосредственной близости от древних очагов. Горные святилища известны нам в крито-минойской матриархальной культуре. Кибела называлась Идейской матерью, Диндименой и Спиленой – все эти эпитеты происходят от названий посвящённых Кибеле гор.
Гора Ида в современной Турции. Хотя гора с таким названием есть и на Крите. |
Как считают учёные, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.
Культура Дзёмон, кстати, характерна обилием женских статуэток "догу", которые являются локальным вариантом верхнепалеолитических "венер".
Земледелием айны не занимались вообще, а вместо этого кормились за счёт охоты, собирательства и рыбной ловли. Их рацион состоял, главным образом, из рыбы, моллюсков и мяса морских животных. Они их поедали в невероятных количествах, и потому возле останков древних поселений айнов археологи находят горы выпотрошенных раковин. Жили они небольшими поселениями, достаточно удалёнными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки.
Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжёлые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя новой культуре свои исконные земли.
Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам почти 1500 лет не удавалось победить их. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири. Любопытно, что айнские воины - джангины - отмечались как очень воинственные, они были неспособны ко лжи.
Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири — эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов (Источник).
О происхождении айнов учёные спорят до сих пор. Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Некоторые учёные полагают, что они могут иметь общие корни с аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица.
Да, действительно, некоторое сходство с австралийскими аборигенами у отдельных представителей народа айну имеется. У других же представителей наблюдается сходство с европейцами.
Айнский язык не относится к какой-либо языковой семье (изолят).
Сегодня айнов в Японии осталось очень мало, общая численность айнов и их потомков не превышает 16 тыс. человек, из которых чистокровных представителей айнского народа не более 300 человек, остальные «метисы».
«Но вот религиозные верования и обряды предков сохранились повсюду. Настоящий айн верит не в единого всемогущего бога, а поклоняется целому синклиту камуи - духов огня, воды, гор, равнин, деревьев, животных», — рассказывал сорокалетний Сигеру Каяно, один из ревностных защитников национальной самобытности «настоящих людей», как называют себя айны.
Эта духовная "полифония" вообще характерна для матриархальных обществ. Например, крито-минойская "низшая" мифология кишмя кишит всякого рода козлоногими сатирами и рогатыми фавнами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий