16 октября 2022

Православные суеверия.

"В Полесье крестьяне верили, что самыми лучшими строителями бывают «ведьмаки», которым служат черти; чтобы стать хорошим музыкантом, человеку приходилось ходить в лес, где его обучали черти; об умелом гончаре говорили: «Вин мае чорта, якый робить»; пасечник для успеха в бортничестве якобы вступал в контакт с чертями [1]. Согласно севернорусским поверьям, «пастух был знаткий человек, с бесом знался», «пастух сам коров не пасёт, их леший пасёт» [2]; мельник заключал договор с водяным, чтобы тот ему помогал [3]. Пчеловоды, по представлениям белорусов, для успеха в своём деле вступали в контакт с «чартамi ляснымi» и «водяными» [4]. По западноукраинским свидетельствам, печник налаживал связи с «домовиком» того дома, где закладывал печь; пастух овец (вiвчар) выращивал для себя духа-помощника, который помогал пасти стадо; сельский музыкант, хорошо играющий на скрипке, подозревался в связях со злым духом [5]".

(Цит. по: Л.Н. Виноградова. Непростые люди в сельском сообществе: о людях, наделённых сверхъестественными способностями. Часть 2: Мастера-профессионалы, магические специалисты, полудемонические существа.)

Получается, что самыми богоугодными людьми, не запятнавшими себя порочными связями с нечистью, были два сорта людей: монахи-отшельники да умалишённые. 

Они как евангельские пташки: "ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец их Небесный питает их" (Мф. 6:26). 

Исходя из аллюзий на Евангелие, я полагаю, что эти представления о том, что мастерам своего дела черти помогают, сложились в "глубинном народе" сравнительно недавно по историческим меркам, не ранее XVI века. В принципе, отсюда уже понятны истоки "охоты на ведьм": если какая-нибудь бабка-травница исцеляет людей от болезней и спасает их от смерти, то, по благочестивым понятиям глубинариев, она "якшается" с нечистой силой.

------------------------------------------------------------------------

[1] Народная демонология Полесья (публикации текстов в записях 80–90-х годов XX века). М., 2010. Т. 1: Люди со сверхъестественными свойствами / сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. C. 442–459.
[2] Криничная Н. А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов. Петрозаводск, 2000. Т. 2: Былички, бывальщины, легенды, поверья о людях, обладающих магическими способностями. C. 19.
[3] Петрухин В. Я. Мельник // Славянские древности: этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2004. Т. 3. С. 220–222.
[4] Мiфалогiя беларусаў: энцыклапедычны слоўнiк. Мiнск, 2011. C. 381–382.
[5] Войтович Н. Народна демонологiя Бойкiвщини. Львiв, 2015. C. 168–174.

Комментариев нет:

Отправить комментарий