"В христианский период реликты культа Мокоши частично перешли в образ почитаемой святой Параскевы Пятницы.
Процесс слияния языческих богов с христианскими святыми — нередкое
явление, наблюдаемое на многих примерах. Опираясь на элементы поклонения
Пятнице в народной культуре, можно частично восстановить некоторые
особенности культа языческих времён.
Для начала надо отделить
образы св. Параскевы Иконийской (иначе называемой Параскевой Пятницей),
великомученицы III века, и «другой» Параскевы, являющийся
мифологизированным образом, куда более древним, уходящим корнями в
языческое прошлое.
Такое разделение проводит ещё фольклорист
начала XX века С.В. Максимов. «По народным представлениям, прощи
находятся под особым покровительством св. «Пятницы» — не той св.
мученицы греческой церкви, пострадавшей за Христа при Диоклетиане в
Иконии, в 282 году, <…> а иной, особенной, своей, и поныне
обретающейся в живых и действующей», — писал он [10, с. 229].
Прощами
(от «прощение грехов») назывались заветные места, часто рядом с водой,
не признаваемые церковью за святые, но которые, тем не менее, были
местами народного паломничества. То, что места поклонения Пятнице
связаны с водой, — не случайно. В древних поучениях против язычества Мокошь
упоминается в тесной связи с этой стихией. Имя Мокоши неоднократно встречается рядом с вилами — похожими на русалок духами прекрасных сладкоголосых девушек с крыльями. Позднее деревянные
изображения святой Пятницы, «унаследовавшей» элементы культа Мокоши,
также ставились непременно у водоёмов. В Белоруссии существовал обычай
молиться о дожде именно святой Пятнице. Вода из ручьёв, родников и
колодцев, связанных с Пятницей, считается целебной.
«Если
перенесём наши наблюдения выше, на север, — пишет С. Максимов, — то и
здесь найдём немало таких же прославленных родников, привлекающих толпы
богомольцев. Например, в 5-7 верстах от реки Мсты, возле погоста,
называемого «Пятницей», из-под пригорка бьёт сильный родник, скопляющий в
колодезном срубе воды столько, что можно тут искупаться. Родник этот
прославился бесчисленными случаями чудесного исцеления больных, и
ежегодно, в 10-ю пятницу после Пасхи, здесь устраиваются крестные ходы.
Высоко над толпою вздымаются носилки с большою киотою, в которою
поставлено деревянное изваяние иконы св. Параскевы-Пятницы, несомое над
головами народной толпы, длинной цепью, склонившейся на коленях» [10, с.
226].
Интересно, что древнейшие изображения Пятницы — преимущественно
скульптурные, «идольные», то есть выполненные из дерева. Это нетипичная
черта православной иконографии и один из признаков дохристианского
происхождения обычая" (Источник).
Параскева Пятница, XVI век, Великий Новгород, Софийский Собор. Взято из ЖЖ отсюда:
http://petit-helene.livejournal.com/22185.html