12 мая 2025

Государство и патриархат

Анджела Сайни говорит, что "история патриархата, каким мы его знаем, начинается лишь в эпоху ранней государственности, и связана она не с «естественной» динамикой ролей в семье, а с интересами политических элит первых государств. Первые явные признаки неравенства между мужчинами и женщинами появляются лишь в первых государствах древней Месопотамии, региона вокруг рек Тигр и Евфрат на территории современного Ирака, Сирии и Турции. Элита в этих обществах нуждалась в людях, способных производить добавочный продукт, а также в тех, кто будет готов защищать государство, отдать свою жизнь во время войны — то есть была заинтересована в увеличении населения. Это, в свою очередь, приводило к давлению на семьи. Ожидалось, что со временем молодые женщины сосредоточатся на рождении всё большего и большего количества детей, особенно сыновей, которые вырастут и пойдут на войну. Как доказала Герда Лернер, по письменным источникам того времени можно проследить, как женщины постепенно вытеснялись из публичного мира престижного труда и лидерства в частную семейную сферу, где их уделом было материнство и домашний труд. В сочетании с практикой патрилокальных браков (дочери покидают родной дом, чтобы жить с семьями своих мужей) это сделало женщин уязвимыми для эксплуатации и жестокого обращения. Со временем брак превратился в жёсткий правовой институт, рассматривавший женщин как собственность мужей наряду с детьми и рабами. Получается, что патриархат берёт начало не в семейной власти, а в государственной. Политические элиты диктовали свою волю семьям, и люди больше не жили для себя и своих близких: они стали жить интересами патриархального государства". Источник.

Вышло почти по-Маяковскому: «Патриархат и государство — близнецы-братья. Мы говорим — патриархат, подразумеваем — государство, мы говорим — государство, подразумеваем — патриархат».

Мегалиты Иберии.

Ранее я высказывал своё предположение о том, что дольмены на Западном Кавказе могли быть построены местными пастухами. И вот, читая монографию Катины Т. Лиллиос "Археология Пиренейского полуострова", я обнаружил, что не мне одному пришла на ум такая мысль.

В эпоху раннего неолита умерших хоронили в основном поодиночке в ямах в пещерах или на открытых поселениях, хотя таких мест известно немного. Начиная с последней трети пятого тысячелетия до н. э., мегалиты начали строить для умерших. В то время, когда некоторые группы хоронили своих умерших в пещерах и скальных убежищах, таких как в Алгар-ду-Бом-Санту, другие начали строить мегалиты для своих умерших. 

Первые мегалиты представляли собой отдельно стоящие камни, известные как менгиры, 

Менгиры в Португалии
Менгиры в Португалии

и мегакаменные ограждения или каменные круги, иногда называемые кромлехами. 

Из-за сильной засухи на юге Испании, недалеко от провинции Уэльва, недавно был обнаружен замечательный мегалитический памятник 7000-летней давности, на протяжении веков скрытый под водой.

11 мая 2025

М. А. Энгельгардт про веддов Шри-Ланки.

М. А. Энгельгардт говорит: 

"Господствующий взгляд на историю цивилизации можно сформулировать так: «цивилизация превратила хищного зверя в человека». Из сотни читателей девяносто девять (а может быть и все сто) подпишутся под этой формулой обеими руками.

Противоположную формулу: «цивилизация превратила человека в хищного зверя» — огромное большинство публики назовёт парадоксом".

"Однако, - далее пишет автор, - ни для кого не является секретом, что история цивилизации — история непрерывных войн;

Михаил Ромадин. "Битва". 1975–1976 годы.

в войнах одолевает наиболее деспотическая и наиболее обеспеченная рабьим трудом организация; таким образом, война, деспотизм и рабство являются тремя основными факторами, созидающими и подвигающими вперёд цивилизацию. Под влиянием этих факторов создаются и развиваются жестокость, мстительность, властолюбие. Иными словами, цивилизация наделила .человека обширной группой новых, приобретённых чувств и доставила ему множество новых, дотоле неведомых, наслаждений и удовольствий, забав и развлечений: наслаждение убийством, разрушением, уничтожением; наслаждение местью, истязанием детей, зрелищами казни, пытки, драки; наслаждение властью, угнетением, страхом и трепетом окружающих, скручиванием в бараний рог подчинённых.

О пещере Тито Бустильо.

На северном побережье Испании в 1968 году спелеологи обнаружили известняковую пещеру с огромным количеством наскальных рисунков. Позднее она получила название Тито Бустильо, в честь одного из членов команды, погибшего вскоре после её обнаружения.

Пещера Тито Бустильо имеет длину порядка 500 метров. В дальнем восточном конце главной галереи находится ниша, настенные украшения которой, как полагают учёные, представляют собой женские гениталии.

Комната вульв.

Эти изображения похожи на следы коровы на земле.

Следы коровы на земле.

Хотя, наверно, больше похожи на отпечатки лошадиного копыта.

Копыто лошади.

10 мая 2025

М. А. Энгельгардт о войне и государстве.

"Война создала государства; деспотизм укреплял их, сковывая вместе людей, непривыкших к подчинению («народы дикие любят независимость» etc.); рабство помогало их дальнейшему развитию", - пишет М. А. Энгельгардт.

"Первичный тип государства — военный тип; другого способа возникновения государств, кроме войны, не было. <...> 

В борьбе военных типов одерживал верх наиболее крепко скованный, т. е. наиболее проникнутый деспотизмом (в форме той или другой общественной иерархии) и наиболее обеспеченный рабами, за счёт которых правящие классы культивировали свои военные доблести. Этот процесс развития как нельзя лучше выяснен Спенсером, а любая история культуры или учебник всемирной истории иллюстрирует его.

Война между мелкими племенами создаёт более крупные агрегаты, которые продолжают взаимную грызню, пока не сформируется одно, два, три, десяток прочных, крепко связанных государств, — эти рано или поздно гибнуть под натиском нового роя мелких племён, среди которых возобновляется та же история.

Сотня скорпионов глотает друг друга, жиреет, раздувается, растёт; наконец, остаётся один, заглотивший всех остальных, чудовищный, осовевший, отяжелевший; откуда ни возьмись, врывается новая орава, разрывает его на клочки, затем обращается друг против друга: вот история всех народов и государств, созидавших и двигавших вперёд цивилизацию". <...>

"Мы уже знаем первый и капитальнейший результат войны, явившийся как бы программой или ключом вcero дальнейшего развития культуры. Повсюду, по всей земле, первобытный братский режим, первобытное племя-община выродились в деспотическую организацию под влиянием войны, «приучившей гнуться перед вождём, сначала временным, потом наследственным, и имевшей непосредственными последствиями рабство пленных, а затем и возникновение собственности, всё более и более эгоистической», — словом, положившей начало «общественной дифференциации»: тирании roспод и страданиям рабов, самодурству аристократии и раболепию массы, алчности богачей и зависти бедняков.


О патриархальной идеологии в Японии.

"Японское государственное законодательство поддерживало патриархальную и гетеронормативную (ре)продуктивную идеологию и регулировало (ре)продуктивные органы с эпохи Мэйдзи (1868–1912). Женская (ре)продуктивность стала частью стратегии социальной инженерии национального государства. Например, лозунг ryōsai kenbo (хорошие жёны и мудрые матери) культивировал потребность женщин рожать сыновей, которые вырастут, чтобы стать солдатами и, в конечном итоге, поддержать рост империи, и дочерей, которые станут, как призывал лозунг 1930-х годов, umeyo fuyaseyo (плодиться и размножаться)", - пишет Kazue Harada в своей монографии "Sexuality, Maternity, and (Re)productive Futures. Women’s Speculative Fiction in Contemporary Japan" (Published by Koninklijke Brill nv, Leiden, The Netherlands. 2022. Р.4).

Хм, выходит, что японское государство стимулировало женскую рождаемость отнюдь не для процветания японской нации, а для создания "Великой восточноазиатской сферы сопроцветания". То есть для выкачивания ресурсов из Восточной Азии и обогащения японского правящего класса.

Японская империя в 1942 году
 
Все погибшие на Тихом Океане во время Второй Мировой японские корабли.

В конечном итоге оказалось, что японское правительство стимулировало производство "дров" или "поленьев" для использования их в топке войны. 

«Люди-крысы».

"В последнее время выражение «люди-крысы» получило широкое распространение в китайских социальных сетях. Интернет-пользователи делятся видеороликами о времени, проведенном в основном в постели, за исключением походов ко входной двери, чтобы принять еду от курьера. Подтверждением того, что это явление получило широкое распространение, служит хэштег «люди-крысы», набравший 10 миллионов просмотров за последние два месяца в Weibo, популярной китайской социальной сети.

В одном из видеороликов молодая женщина так описывает свой ежедневный ленивый распорядок дня:

11:20 Просыпаюсь.

13:20 Встаю и съедаю доставленную еду.

14:20 Дремлю.

17:30 Заказываю чай с молоком.

18:10 Готовлю еду для котиков и кормлю их.

18:50 Возвращаюсь в постель.

20:00 Съедаю доставленную еду.

20:30 Смотрю сериал в постели.

02:30 Ложусь спать". 

(Источник)

Какой удивительный парадокс! - подумал я, прочитав это сообщение. - Молодая женщина из Китая, вроде бы, ничего не делает, однако, с другой стороны, она созидает патриархат. Потому что, как гласит русская народная поговорка, "под лежачий камень вода не течёт". Власть от неё так же далеко, как Луна от Земли. Да она и не хочет никакой власти, полностью довольствуясь тем что имеется. Она молча говорит: "не моего ума это дело; пусть властью распоряжаются Си Цзиньпин и другие чиновники-мужчины". Китайская пассивная женщина-"лежебока" — диаметральная противоположность борющейся и сражающейся амазонки.

Амазонки русского художника-символиста Николая Калмакова (1928).

09 мая 2025

Круги из костей мамонта.

В новом исследовании специалисты Датского университета изучили останки мамонтов, из костей которых были возведены круглые постройки в районе Костёнок — палеолитической стоянки возрастом 25 тыс. лет, расположенной в Воронежской области. Круглые образования из костей мамонтов были выявлены по всей западной части России; большинство из них относятся к временному промежутку примерно 26-14 тысяч лет назад.


Что сие нагромождение костей означает — ХЗ. Может быть, палеолитическая рондела? Говорят, вокруг этих кольцевидных структур часто располагались большие углубления, которые, возможно, служили для хранения провизии или утилизации отходов (Источник).

Исследования показали принадлежность останков шерстистому мамонту, хорошо изученному благодаря сохранению образцов в вечной мерзлоте. Учёные предположили наличие матриархальной структуры в социальных группах этих животных. Биомолекулярный анализ 39 костных образцов позволил установить пропорции полов и семейные связи среди мамонтов. Результаты указывают на преобладание самок — 57% против 43% самцов.

Предположение о матриархате у мамонтов вполне логично, если считать их "двоюродными братьями и сёстрами" слонов, матриархальная структура которых давно всем известна.

Образ лебедя в традиционном мировоззрении бурят

Лебеди играли важную роль в культуре неолита, об этом свидетельствуют многочисленные изображения птиц на петроглифах и на неолитической керамике. Например, на петроглифах Бесова Носа большая часть изображений посвящена лебедю и другим водоплавающим птицам в различных композициях. Есть мнение, что лебеди (и другие перелётные птицы) в религии неолита символизировали «вестников» или «посланников» (ангелов) Богини.

Костяная пластика с изображением птицы. Возраст 32 тыс. лет (рис. 1) / Лебедь, вырезанный из бивня мамонта. Возраст 22 тыс. лет. (рис. 2) / Фигурка птицы, со стоянки Мезино. Ранний палеолит. (рис. 3)

А. А. Бадмаев в статье "Образ лебедя в традиционном мировоззрении бурят"  говорит, что "почитание лебедя населением Юго-Восточной Сибири прослеживается с палеолитического времени (находки нательных амулетов или украшений в виде лебедя с поселений Мальта и Буреть (Предбайкалье)) и имеет продолжение в последующие эпохи. 

В определённом смысле буряты наследовали эту традицию.

"Прогресс как эволюция жестокости" (М.А. Энгельгардт) и тасманийцы.

М. А. Энгельгардт говорит, что "что современное население дикарей на земном шаре вряд-ли составляет 2—3 проц. того, которое обитало на нём пятьсот—шестьсот лет назад, перед началом «нашествия белых». По крайней мер, где прежде дикое население считалось миллионами или сотнями тысяч, теперь оно считается тысячами (обе Америки, Австралия, Полинезия)".

И он рассказывает о последствиях «нашествия белых»:

"С 1803 по 1878 племя тасманийцев было истреблено начисто до последнего человека. Участвовали в этом английские солдаты и офицеры, ссыльные преступники, вольные колонисты и миссионеры. Все действовали вкупе и влюбе, и трудно сказать, кто тут больше отличился. Офицеры и солдаты «для забавы» расстреливали дикарей по одиночке и гуртом. Устраивались правильные облавы на «чёрного зверя». Изловив семью дикарей, бросали младенцев в огонь, мужчин убивали, женщин насиловали, привязав им на шеи головы убитых мужей, «для забавы». Для забавы-же устраивали мишени для стрельбы в цель из беременных женщин, кастрировали мужчин и т. п. Иногда убивали дикарей с более утилитарною целью: чтобы достать мяса для собак. Такими мерами извели всё племя; остатки были уничтожены по способу генерала Вейлера: поселены на бесплодном островке, где и вымерли понемногу от голода под надзором миссионеров.

Понятно, что воспитание в такой школе бесчеловечия, под руководством таких менторов, но могло не отразиться на характере дикарей; и, встречая проявления жестокости в их среде, не всегда легко решить, своё-ли это, туземное, или европейская прививка. Есть и прямые указания на растлевающее влияние европейцев: некоторые американские племена (навахо, команчи и др.) превращены ими в разбойников; другие восприняли европейскую алчность, корыстолюбие, бессовестность; африканские племена приучены европейцами и арабами к работорговле и охоте за рабами; судя по отзывам старинных и новейших путешественников, австралийцы и многие полинезийские народцы порядком исподлились и изгадились со времени знакомства с европейцами".

Здесь особый интерес представляют тасманийцы. Как сообщает Википедия, они "пришли в Тасманию около 40 тыс. лет назад, во время последнего ледникового периода, когда Тасмания и Австралия являли собой единый континент. После того, как около 14 тыс. лет назад уровень моря поднялся и Тасмания была отделена от континентальной Австралии Бассовым проливом, тасманийцы оказались в фактической изоляции. Как показывают данные генетических исследований, с тех пор они не имели контактов с внешним миром до самого прихода европейских колонизаторов".

08 мая 2025

М. А. Энгельгардт о мире в архаическом мире.

"Натуралисты говорят, что детёныши обезьян отличаются кротким, мягким, незлобивым характером;


только с возрастом является злость, и безобидное существо превращается в опасного зверя.


Эти черты характера находятся в связи с физическим устройством: череп детёныша гориллы, напр., поражает своим «благородным» характером; только с возрастом развиваются огромные костяные бугры и гребни для прикрепления мускулов, выпячиваются челюсти, — словом, голова принимает обезьяний характер, лицо превращается в морду.

Кто от кого произошёл?

 

Лапа ящерицы. 5 пальцев

Ласт кита. 5 пальцев.

О практиках контролируемой одержимости (колам и тейям) в Южной Индии.

Светлана Игоревна Рыжакова в статье "ОДЕРЖИМОСТЬ, СЛУЖЕНИЕ, ЛИЦЕДЕЙСТВО: О ГРАНИЦАХ КУЛЬТОВОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ТРАДИЦИЯХ КОЛАМ (ДАЙВА-НЕМА) ЮЖНОЙ КАННАДЫ И КАЛИЯТТАМ (ТЕЙЯМ) СЕВЕРНОЙ КЕРАЛЫ (ИНДИЯ)" рассказывает о практиках контролируемой одержимости. Ярчайшим примером художественно оформленной контролируемой одержимости являются традиции колам и тейям ареала Тулунаду.

Тулунаду — это область в Южной Индии, зона распространения языка тулу и этнического сообщества тулува. Язык тулу, по-видимому, один из самых ранних выделившихся из общего южно-дравидийского ствола, но дольше прочих существовавший в устном виде и сохранивший богатейший фольклор. Тулува отличаются разнообразием типов почитаемых богов, а также наличием обожествлённых предков и героев. Эпические повествования, тексты в жанре пааддана — мифологические и легендарные истории, представляющие биографии местных богов и героев, до сих пор бытуют в живой передаче и актуализируются в обрядах. Женщины памбада являются главными знатоками и исполнителями эпических историй — пааддана

Особую известность получили местные гонки на буйволах по полям после сбора урожая — камбала

традиция почитания богов и духов в обличие змей — нагапуджа, повседневное «кормление» змей, а также великолепный музыкальный костюмированный театр якшагана.  

06 мая 2025

О феномене неотении.

Довольно интересные рассуждения футуролога Кевина Келли:

"Одной из главных особенностей одомашненных животных является их меньшая агрессивность по сравнению с дикими. Прирученные собаки, кошки, крупный рогатый скот и козы гораздо терпимее к окружающим и более социальны, чем их дикие собратья. Именно благодаря этой приобретённой дружелюбности мы можем работать с ними в тесном контакте.

Кроме того, одомашнивание приводит к морфологическим изменениям в черепе взрослых особей. Одомашненные виды становятся больше похожи на молодых особей диких собратьев: с большими широкими глазами, меньшими зубами, более плоскими круглыми мордами и более тонкими костями. Прирученные собаки похожи на щенков волка, а одомашненные кошки — на детёнышей льва.

Такое сохранение подростковых черт во взрослом возрасте называется неотенией и считается отличительной чертой одомашнивания. Снижение некоторых видов агрессии также является одной из форм неотении. Повадки прирученных животных похожи на поведение молодняка: больше доверия к незнакомцам, меньше враждебной агрессии в ответ на угрозы, меньше жестокости в групповой борьбе.

Хотя волки были одомашнены и превратились в собак в нескольких регионах мира примерно 15-40 тысяч лет назад, они не были первыми животными, прирученными человеком. Первыми были мы сами. Когда антропологи сравнивают морфологические особенности современных людей с близкими предками, такими как неандертальцы и денисовцы, то обнаруживают неотению. Современный человек похож на юного неандертальца: у него более круглое скуластое лицо, более короткая челюсть с мелкими зубами и тонкие кости. И на самом деле различия между черепом современного человека и неандертальца повторяют различия черепов собаки и её дикого волчьего предка.

Летучая мышь и лабрис.

Стивен Кинг у ворот своего дома. Ноябрь 1982 года.

"Голодной куме всё хлеб на уме". Увидев изображения летучих мышей на воротах, я подумал о крито-минойских лабрисах. Мария Гимбутас связывала лабрис с бабочкой. А что, если лабрис, на самом деле, связан с летучей мышью? С одной стороны, нам известно, что лабрисы находили в пещерах; и, с другой стороны, летучие мыши живут именно в пещерах. Они, как ведьмы, ведут ночной образ жизни, а днём спят. Как медведи, они осенью способны впадать в длительную сезонную спячку (до 8 месяцев). Летучие мыши выбирают для зимовки пещеры из-за постоянной температуры (+8°) и влажности около 90%. 

С бабочкой всё понятно: она символизирует процесс регенерации (возрождения), блестяще описанный Василием Розановым [1]. А что символизирует летучая мышь? Говорят, во время полёта летучие мыши поют песни, используя сложные сочетания слогов, на высоких частотах (что обусловлено их способностью к эхолокации). По мнению биолога Майкла Смотермана, ни одно другое млекопитающее, кроме человека, не обладает способностью общаться с помощью столь сложных голосовых последовательностей. Голосовой центр, ответственный за организацию сложных последовательностей слогов, у летучих мышей расположен несколько выше, чем у человека, и учёные пока не могут определить, где именно он находится. 

Летучие мыши — создания удивительные, и, в принципе, можно было бы попытаться связать ночной образ жизни этих животных с крито-минойской религией с её полуподвальными "люстральными бассейнами" и паломничествами к пещерам, если бы у нас не имелось бабочки.

--------------------------------------------------------------------------------

05 мая 2025

«Пока мы едины, мы непобедимы!»

Учёные из Германии, Нидерландов и США выяснили, как самкам бонобо удаётся доминировать над самцами. Они проанализировали демографические и поведенческие данные, собранные в шести разных сообществах бонобо в разные годы, и пришли к выводу, что высокий статус самок связан с их коалициями против самцов. Когда самки объединялись в группы, 85 процентов их коалиционной агрессии было направлено на самцов. И чем чаще самки создавали такие коалиции, тем выше был их статус. Таким образом, самки бонобо получали власть над самцами, объединяясь друг с другом. (В Сети шутят, говоря, что ещё немного, и у них появятся свои Клара Цеткин и Роза Люксембург.) Исследование опубликовано в Communications Biology. Источник.

Либосо, Джилл и Ломела – команда самок-лидеров группы карликовых шимпанзе в зоопарке Апенхел.


Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (16).

М. А. Энгельгардт говорит, что "людоедство является довольно поздно в истории человечества; оно развивается вместе с развитием цивилизации: спорадическое, случайное, появляющееся лишь в голодное время у огнеземельцев или тасманийцев, оно превращается в страсть, в гастрономию лишь на таких высоких ступенях культуры, как фиджийская или древне-мексиканская; наконец, оно существует совместно с рабством и зачатками крепостного права (Фиджи, Новая Зеландия и др.)".

Я ранее уже писал о человеческих жертвоприношениях у ацтеков и приводил цитату из Википедии: "Возникновение человеческих жертвоприношений у ацтеков связывают с правлением тлатоани Тисока, который использовал их как способ ведения своей политики в государстве. Более ранние практики жертвоприношения, до прихода ацтеков в Анауак, не известны". То есть практика человеческих жертвоприношений у ацтеков являлась формой государственного терроризма. Подтверждение этому мы находим в статье Человеческие жертвоприношения помогли становлению иерархии в обществе. "Социальная элита могла использовать человеческие жертвоприношения для сохранения собственной власти". "Человеческие жертвоприношения могли терроризировать членов общества, заставляя их подчиняться своему самозваному лидеру; эта практика исходила от вождей, превратившихся в «богов-королей», которые смремились удержать власть в ущерб социальной сплочённости" (Источник). "Вероятно, не случайно, говорит Уоттс, что жертвами часто становились люди, которые представляли угрозу для элиты или впали в немилость у неё" (Источник).

04 мая 2025

Немного об альмерийской культуре.

"Доисторическое сообщество жило на протяжении тысячи лет без иерархии и неравенства в крупнейшем поселении медного века в Европе", - сообщает Гильермо Карвахаль (Источник).

"На протяжении более тысячи лет, между 3300 и 2150 годами до нашей эры, доисторическое поселение, расположенное на территории современного города Валенсина-де-ла-Консепсьон в Севилье, было постоянным домом для сообщества, которое, не воспроизводя жёсткие иерархии или централизованные формы господства, организовывало свою жизнь вокруг принципов равенства, сотрудничества и устойчивости. Таков вывод недавнего исследования, проведённого группой учёных из Автономного университета Барселоны (UAB), результаты которого были опубликованы в журнале Journal of Archaeological Science: Reports.

Изученные артефакты, происходящие из бытовых и производственных сооружений, таких как хижины, мастерские и хранилища, в дополнение к материалам, найденным в оборонительных рвах, демонстрируют явные доказательства экономической системы, основанной на пропитании, производственной диверсификации и сотрудничестве . Выявленные виды деятельности включают переработку зерновых, растительных волокон, шкур, мяса, металлов, камня и других органических и неорганических ресурсов. К этому следует добавить заметное повторное использование материалов, что предполагает сознательный подход к устойчивости и комплексное использование имеющихся ресурсов.

Исследование подчёркивает отсутствие доказательств накопления излишков или централизации экономической власти. Этот факт, наряду с широтой и разнообразием обнаруженных видов трудовой деятельности, указывает на глубоко кооперативную и децентрализованную организационную модель. По словам Роберто Риша, исследователя доисторического периода в UAB и координатора исследования, наблюдаемая преемственность подчёркивает жизнеспособность социально-экономической модели, основанной на сотрудничестве, самодостаточности и неконцентрации власти, что сильно отличается от систем продуктивной интенсификации и социальной иерархии, которые будут характеризовать более поздние периоды."

О причинах "неолитической революции".

Arkeonews сообщает, что охотники-собиратели преодолели 100 км по морю и добрались до Мальты за 1000 лет до земледельцев (Источник).

8500 лет назад, за тысячу лет до прибытия первых земледельцев, охотники-собиратели пересекли не менее 100 км открытой воды, чтобы достичь средиземноморского острова Мальта. Иллюстрация: Дэниел Кларк/MPI-GEA

"Под руководством профессора Элеоноры Шерри из Института геоантропологии Макса Планка (MPI-GEA) и Мальтийского университета исследовательская группа обнаружила важные доказательства в пещере Латния на севере Мальты. Среди находок были каменные орудия, очаги и остатки приготовленной пищи, что указывало на богатый и разнообразный рацион, в который входил целый ряд диких животных. В частности, останки благородного оленя, который ранее считался вымершим к тому времени, были обнаружены вместе со свидетельствами приготовления пищи и охоты на черепах и крупных птиц, которые в настоящее время вымерли. Результаты поднимают интригующие вопросы об исчезновении эндемичных видов на Мальте и других небольших островах, предполагая, что эти охотники-собиратели могли сыграть роль в формировании ранних экосистем".

Какое там, к чёрту, "формирование"?! Речь идёт об тотальном истреблении целых видов животных и птиц!

Вообще говоря, я полагаю, что, может быть, главной причиной расселения рода человеческого по всей поверхности Земли, включая самые отдалённые острова Тихого океана, был поиск "рая", с молочными реками и кисельными берегами.

03 мая 2025

"Старообрядческий" Кипр.

"Международная группа археологов из Австралии, Великобритании и других стран раскопала древние каменные круги на северо-западе Саудовской Аравии. По словам специалистов, это могут быть остовы каменных хижин возрастом около 7000 лет. 

Постройки времён позднего каменного века нашли с помощью аэрофотосъёмки недалеко от города Аль-Ула. Круги имеют диаметр от четырёх до восьми метров. Учёные отметили, что нашли следы дверных проёмов и материалов кровли. Всего эксперты идентифицировали около 345 таких структур.

Учёные отметили сходство каменных кругов в Саудовской Аравии с похожими структурами из Иордании, которые также оказались остатками древних жилищ. Исследователи добавили, что прямоугольные дома люди научились строить лишь в позднем неолите" (Источник).

Караган-Тепе.

Примерно в 60 км от Гёбекли-Тепе археологи, раскапывая холм Караган-Тепе, извлекли на свет Божий, как они сами говорят, «фаллический тотем».

Новая находка археологов в храмовом комплексе времён докерамического неолита Карахан-Тепе, рядом с известным всем Гёбекли-Тепе

Внимательные женщины сразу обратили внимание на "прибор" в руках «тотема» и написали в комментах, что половой член, должно быть, обрезанный.

Археологи сделали значительное открытие в Карахан-Тепе, обнаружив 7,5-футовую статую сидящего мужчины, держащего свои гениталии.


Какой-то он неестественно короткий, выглядит как обрубок.

02 мая 2025

Колонны и богини.

При раскопках "дворца" в Арханесе на Крите археологи обнаружили святилище у входа. "Святилища у входов были обычным явлением на минойском Крите", - говорится в статье (Источник), - и в той же статье указывается на культ Илифии Протиреи, критской богини, которая имела непосредственное отношение к этому святилищу.

Про Илифию я прежде уже писал (см.: Культ "пещерной" богини на Крите). Однако со временем всегда находится что-нибудь новое и интересное. Вот и на сей раз, статья О. А. Матвейчева "Культ Илифии и его поглощение культом Артемиды" пересеклась с вышеупомянутым Источником про святилище у входа во "дворец".

Пещера Илифии обнаружена в Амнисе около Кносса. У входа в пещеру — нагромождение камней, напоминающее по форме живот, с чётко очерченным пупом. В глубине — маленький бассейн с целебной минеральной водой из источника. В центре — сталагмит, в котором безошибочно угадываются очертания женской фигуры, хотя его верхняя часть (голова) отломана. Фигура кажется отполированной — это результат бесчисленных прикосновений людей, ищущих помощи у могущественной богини.

Итак, "пещерная" богиня Илифия на Крите представлялась в виде сталагмита, то есть вертикальной колонны.

А теперь цитата из статьи О. А. Матвейчева: "Характерно, что Илифия встречается и во множественном числе: илифии (Hom. Il. XI 270; XIX 119; Pausan. I 44, 3; VIII 21, 2 etc)".

Красавицы и чудовища

Интересная версия о погибели неандертальцев.

"Их кости говорят о том, что они были очень мускулистыми. Их черепа — о том, что они выглядели грубо и маскулинно, а их голоса явно были громче и яростнее. Они были альфачами" (Источник). 

Типичный неандерталец. Реконструкция.

И вот эти гоминиды-"альфачи", при встрече с "дочерьми человеческими", возбуждались от их красоты, входили в сексуальный раж, хватали и насиловали их. Но эти сексуальные связи оставались бесплодными. Неандертальцы-самцы отбивали женщин у наших предков, а те рожали им бесплодное потомство.

"Это примерно как мулы — результат скрещивания осла и кобылы — они сильнее и выносливее, их выводят специально для работы, но они бесплодны. Идея о частичной бесплодности  гибридов сапиенсов и неандертальцев подтверждается и тем, что в найденном ДНК неандертальцев не оказалось человеческой примеси. Скрещивание с людьми обернулось для них провалом: появление неплодовитых гибридов разрушило популяции неандертальцев".

01 мая 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (15)

Я недавно рассказывал про то, как на Крите был обнаружен большой круглый археологический объект, напоминающий сверху огромное автомобильное колесо (см.: "Колесо духов" на Крите?).

Как уже говорилось, некоторые из особенностей данной конструкции сопоставимы с ранними минойскими ульевыми гробницами, увенчанными ступенчатыми коническими крышами и курганами в других частях Греции.

И вот продолжение рассказа про то "колесо" на кладбище Сисси.

В статье, недавно опубликованной в журнале Antiquity, исследователи изучили кладбище Сисси, где около 3800 лет назад местная община собралась на символическую и тщательно организованную церемонию, чтобы «убить» свои коллективные могилы. Этот акт не был актом вандализма или пренебрежения, а скорее публичным ритуалом, который означал конец эпохи, сформированной веками общинных традиций погребения, которые определяли критскую жизнь.

Последние захоронения включали размещение последнего умершего в небольших ямах и керамических сосудах, за которыми следовал преднамеренный демонтаж стен гробницы. Некоторые останки были частично раздавлены, чтобы выровнять землю, что завершилось грандиозным общим пиршеством. Были обнаружены тысячи фрагментов керамики, включая чашки и кухонные тарелки, все датируемые примерно 1700 годом до н. э. Этот слой мусора — не просто мусор; он представляет собой остатки важного ритуального собрания, знаменующего конец эпохи.

После пиршества место было запечатано слоем земли и камней, символически погребая коллективную память о могилах. Примечательно, что последующие поколения уважали это место, воздерживаясь от его нарушения, что указывает на постоянное почтение к священной природе этого места.

Первые неолитические поселения на Кипре.

Луиза Стил в своей монографии "Кипр на пути к истории. От первых поселенцев до конца бронзового века", говоря о керамическом неолите на Кипре седьмого и шестого тысячелетий до нашей эры, среди прочего пишет буквально следующее:

"Первое поселение Хирокития-Вбуной было окружено глинобитной стеной. Эта стена использовалась до тех пор, пока поселение не расширилось за её пределы, и тогда была построена вторая стена, параллельная первой стене. Последняя имела толщину 3 метра (!) и была построена из камня. Поселение Тента также было окружено парой концентрических стен и внешним рвом, хотя на более позднем этапе поселение расширилось за его границу".

План поселения Калавасос-Тении.

Если предположить, что стены имели оборонительный, фортификационный характер, то неясно, от какой угрозы они защищали жителей первых деревень на Кипре. Этих деревень на всём острове было не больше десяти, и все они были расположены далеко друг от друга. 

Карта неолитических поселений на Кипре.