01 мая 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (15)

Я недавно рассказывал про то, как на Крите был обнаружен большой круглый археологический объект, напоминающий сверху огромное автомобильное колесо (см.: "Колесо духов" на Крите?).

Как уже говорилось, некоторые из особенностей данной конструкции сопоставимы с ранними минойскими ульевыми гробницами, увенчанными ступенчатыми коническими крышами и курганами в других частях Греции.

И вот продолжение рассказа про то "колесо" на кладбище Сисси.

В статье, недавно опубликованной в журнале Antiquity, исследователи изучили кладбище Сисси, где около 3800 лет назад местная община собралась на символическую и тщательно организованную церемонию, чтобы «убить» свои коллективные могилы. Этот акт не был актом вандализма или пренебрежения, а скорее публичным ритуалом, который означал конец эпохи, сформированной веками общинных традиций погребения, которые определяли критскую жизнь.

Последние захоронения включали размещение последнего умершего в небольших ямах и керамических сосудах, за которыми следовал преднамеренный демонтаж стен гробницы. Некоторые останки были частично раздавлены, чтобы выровнять землю, что завершилось грандиозным общим пиршеством. Были обнаружены тысячи фрагментов керамики, включая чашки и кухонные тарелки, все датируемые примерно 1700 годом до н. э. Этот слой мусора — не просто мусор; он представляет собой остатки важного ритуального собрания, знаменующего конец эпохи.

После пиршества место было запечатано слоем земли и камней, символически погребая коллективную память о могилах. Примечательно, что последующие поколения уважали это место, воздерживаясь от его нарушения, что указывает на постоянное почтение к священной природе этого места.

Этот ритуальный процесс не ограничивался Сисси. Схожие обряды завершения были обнаружены в других местах по всему Криту, таких как Мони Одигитрия и Кефала Петрас, где могилы опустошались, заполнялись камнями или запечатывались, иногда сопровождаясь собственными ритуалами пиршества (Источник). 

Секция 9.8 с расположением ям FE113, FE114, FE121 и FE128 (содержащих фрагменты пифоса, обозначенные FE127) (слева) и подробностями первичных захоронений в ямах FE114 и FE121 (справа). 

Если убрать домыслы об "убийстве" собственных могил критянами и ритуальных пиршествах, знаменующих конец эпохи, в "сухом остатке" у нас остаются эти самые пиршества, разбивание сосудов и крушение останков предков. Эта практика поразительным образом напоминает нам то, что происходило в неолитических ронделах. 

Кстати, в статье прозвучало слово "убийство". Правда, "убийство" могил, а не людей. Однако, на кладбище Сисси критяне крушили останки своих предков. В принципе, тем же самым занимались носители культуры ЛЛК и в Херксхайме. Но там совсем иная интерпретация. Считается, что в Херксхайме крушили человеческие кости для извлечения и поедания мозга. Причём в англоязычной Википедии имеются "нестыковки" в объяснении каннибализма. С одной стороны, там говорится, что "кости были раздроблены каменными орудиями в посмертном состоянии (примерно в момент смерти), о чём свидетельствуют следы раздробления на костях, которые различаются в свежем и сухом (старом) состоянии". А, с другой стороны, там же написано: "Судя по уликам, тела были приготовлены, вероятно, путём запекания целиком (включая головы) на открытом огне. Съели и плоть, и костный мозг, а из черепов сделали чашки". Я не понимаю, как можно раздробить кости "примерно в момент смерти" человека или сразу после его смерти, а потом запекать тело "целиком" на открытом огне. Тут концы с концами не сходятся. Помимо нетипичности каннибализма для культуры ЛЛК того периода, некоторые специалисты указывали на отсутствие человеческого миоглобина в фекалиях местных жителей, хотя при продолжительном поедании человеческой плоти он должен присутствовать. 

Приведу здесь ещё одно немаловажное замечание из статьи: "В конечном счёте, открытие Сисси подчёркивает идею о том, что минойцы не были монолитной культурой, а скорее мозаикой сообществ с разнообразными традициями". 

А это значит, что у минойцев не было ни царя Миноса, ни государства. Единого государства не имелось у греков-ахейцев (микенцев), живших в Эгеиде после минойцев. Его не было даже у греков классического периода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий