02 мая 2025

Колонны и богини.

При раскопках "дворца" в Арханесе на Крите археологи обнаружили святилище у входа. "Святилища у входов были обычным явлением на минойском Крите", - говорится в статье (Источник), - и в той же статье указывается на культ Илифии Протиреи, критской богини, которая имела непосредственное отношение к этому святилищу.

Про Илифию я прежде уже писал (см.: Культ "пещерной" богини на Крите). Однако со временем всегда находится что-нибудь новое и интересное. Вот и на сей раз, статья О. А. Матвейчева "Культ Илифии и его поглощение культом Артемиды" пересеклась с вышеупомянутым Источником про святилище у входа во "дворец".

Пещера Илифии обнаружена в Амнисе около Кносса. У входа в пещеру — нагромождение камней, напоминающее по форме живот, с чётко очерченным пупом. В глубине — маленький бассейн с целебной минеральной водой из источника. В центре — сталагмит, в котором безошибочно угадываются очертания женской фигуры, хотя его верхняя часть (голова) отломана. Фигура кажется отполированной — это результат бесчисленных прикосновений людей, ищущих помощи у могущественной богини.

Итак, "пещерная" богиня Илифия на Крите представлялась в виде сталагмита, то есть вертикальной колонны.

А теперь цитата из статьи О. А. Матвейчева: "Характерно, что Илифия встречается и во множественном числе: илифии (Hom. Il. XI 270; XIX 119; Pausan. I 44, 3; VIII 21, 2 etc)".

После чего можно взглянуть на изображения илифий

Вход во "дворец" в Арханесе. Хорошо видны две илифии-"преддверницы".

Рисунок южного входа во "дворец" с двумя основаниями для лабрисов. 

Сюда же надо присовокупить ещё одну картинку, а именно: фреску с саркофага (ларнакса) из Агиа Триада.

Деталь фрески.

Здесь мы снова видим парное изображение лабрисов.

Очевидно, Двоица является репрезентацией Богини. Или богинь, илифий, если угодно. Maximus101 в статье "Божественные сёстры-близнецы. Дуализм Великой Матери богов" представил целый вернисаж иконографии женской Двоицы. Я позволю себе "скопипастить" парочку-троечку изображений из его блога.

Слева, женская фигура с двумя головами с острова Родос, 620-600 гг. до н.э. Справа, две богини из греческих Фив, 600 г. до н.э.
   
Две богини с острова Мальта, конец IV тыс. до н.э.
 
Статуэтки Деметры и Персефоны - "двух цариц", V век до н.э. Коринф.

После этого совсем в ином свете видятся Боаз и Яхин — два медных, латунных или бронзовых столба, которые, согласно Библии, стояли в притворе Храма Соломона — Первого Храма в Иерусалиме. Как известно, Соломон, царь иудейский, сам не мог построить храм, и за содействием он обратился к Хираму, царю финикийского города Тира. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам Абифф, плотников и других ремесленников. По сути, они построили в Иерусалиме стандартный финикийский храм. И, кажется, в Финикии устанавливали эти столбы в храмах по традиции, а традиция уходит корнями в докерамический неолит. Во всяком случае, мы видим их в Хирокитии, первом неолитическом поселении на о. Кипр. Исходя из этого, можно сделать предположение о почитании Богини (по меньшей мере) в той же Хирокитии.

Идол с о. Кипр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий