Лебеди играли важную роль в культуре неолита, об этом свидетельствуют многочисленные изображения птиц на петроглифах и на неолитической керамике. Например, на петроглифах Бесова Носа большая часть изображений посвящена лебедю и другим водоплавающим птицам в различных композициях. Есть мнение, что лебеди (и другие перелётные птицы) в религии неолита символизировали «вестников» или «посланников» (ангелов) Богини.
![]() |
Костяная пластика с изображением птицы. Возраст 32 тыс. лет (рис. 1) / Лебедь, вырезанный из бивня мамонта. Возраст 22 тыс. лет. (рис. 2) / Фигурка птицы, со стоянки Мезино. Ранний палеолит. (рис. 3) |
А. А. Бадмаев в статье "Образ лебедя в традиционном мировоззрении бурят" говорит, что "почитание лебедя населением Юго-Восточной Сибири прослеживается с палеолитического времени (находки нательных амулетов или украшений в виде лебедя с поселений Мальта и Буреть (Предбайкалье)) и имеет продолжение в последующие эпохи.
В определённом смысле буряты наследовали эту традицию.
В весенний период на территорию Юго-Восточной Сибири мигрируют различные водоплавающие птицы, в том числе лебеди-кликуны (Cygnus cygnus). Существовал запрет на убийство лебедя, и мясо этой священной птицы не употреблялось в пищу. Определённая аналогия прослеживается у вепсов: последние полагали, что эта водоплавающая птица – «Божья птица», что, по И. Ю. Винокуровой, свидетельствует о тотемистических истоках такого почитания.
Хрестоматийным является сказание о прародителе хори-бурят Хоридое Мэргэне, женившемся на небесной деве, оборачивающейся в лебедицу, которая родила ему 13 детей (из них 11 сыновей, впоследствии ставших основателями отдельных хори-бурятских родов). Об орнитоморфности образа пра матери упомянутых выше бурят говорит её имя – Хобоши хатун ‘Царица Лебедь’, которое исследователи возводят к тюрк. хуба ‘лебедь’.
Образ лебедя у бурят, несомненно, наделялся женским началом. Это подтверждают как генеалогические легенды, так и эпика, и сказки бурят. Так, в сказании «Алтан Шагай мырген» говорится: «…в это время прилетают и садятся у дымового отверстия (урхэ дэрэнь) три лебедя; снявши крылья и превратившись в трех хорошеньких девушек, входят в юрту». Здесь любопытен повторяющийся в бурятском фольклоре образ трёх небесных дев-лебедей (для примера, предок хори-бурят Хоридой похищает лебяжье одеяние (или только крылья, вероятно, акцент делается на них как на отличительной черте птицы) у одной из таких девиц).
С образом лебедя увязывается также мотив оборотничества. В одном из фольклорных текстов хори-бурят показана сцена превращения, в которой герой насильно заставляет деву-лебедь принять человеческий облик:
Тем арканом
Я поймал лебедицу,
И со словами: «Будь человеком, или
Я тебя убью», –
Побил её так, что пух в висках и
Боках вытерлись,
И стала чёрной шкура,
Когда она не смогла вытерпеть,
В Жабхай ханшу
В золотую Тужи
В красавицу неописанную
Тогда она превратилась,
И я взял её в жёны.
![]() |
Hilma af Klint (1862-1944) The Swan |
Отдельно стоит коснуться проявления этого мотива в шаманской поэзии. В ней шаман хори-бурятского происхождения способен превращаться в лебедя для мистической схватки с другим шаманом. Это иллюстрирует легенда о братьях-шаманах Шаду и Биду. Другим примером перевоплощения в лебедя в шаманской поэтике является образ шаманки Мишэлэ. Считалось, что эта белая шаманка родилась в «южной стране» – в Южной Монголии на границе с Китаем, куда осенью она, обратившись в птицу, улетала, а весной возвращалась.
Изображения лебедя в шаманской атрибутике хори-бурят раскрывают его функционал как ездового животного шамана (это подтверждается наличием металлических фигурок-подвесок данного пернатого на шаманском бубне) и его духа-помощника (украшение металлическими фигурками лебединой пары шаманского плаща).
Далее см.: Царевна-лебедь, О птицах в мезолитических погребениях Сев. Европы, Лебеди: приносящие свет солнца и уносящие души покойников
Комментариев нет:
Отправить комментарий