12 мая 2025

Мегалиты Иберии.

Ранее я высказывал своё предположение о том, что дольмены на Западном Кавказе могли быть построены местными пастухами. И вот, читая монографию Катины Т. Лиллиос "Археология Пиренейского полуострова", я обнаружил, что не мне одному пришла на ум такая мысль.

В эпоху раннего неолита умерших хоронили в основном поодиночке в ямах в пещерах или на открытых поселениях, хотя таких мест известно немного. Начиная с последней трети пятого тысячелетия до н. э., мегалиты начали строить для умерших. В то время, когда некоторые группы хоронили своих умерших в пещерах и скальных убежищах, таких как в Алгар-ду-Бом-Санту, другие начали строить мегалиты для своих умерших. 

Первые мегалиты представляли собой отдельно стоящие камни, известные как менгиры, 

Менгиры в Португалии
Менгиры в Португалии

и мегакаменные ограждения или каменные круги, иногда называемые кромлехами. 

Из-за сильной засухи на юге Испании, недалеко от провинции Уэльва, недавно был обнаружен замечательный мегалитический памятник 7000-летней давности, на протяжении веков скрытый под водой.

В наиболее значительных концентрациях менгиры встречаются в южной Португалии; там известно несколько сотен их. Некоторые учёные считают менгиры антропоморфными, поскольку на них иногда изображены рты, глаза или носы, как например в Вале Мария ду Мейо.

Женщина, вырезанная в песчанике 4000-5000 лет назад. Найдена в Фивиццано, Тоскана. Италия. Датируется 3000-2000 гг. до н.э.
  
Неолитическая человекообразная стела с ожерельем и поясом, найденная в Ла-Серре, Авейрон (Франция). 3000-2500 до н. э.

Обычно говорят о фаллической, "мужской" символике менгиров, и с этим трудно спорить, однако при этом необходимо учитывать тот факт, что встречается и "женская" символика.


Всплеск мегакаменных захоронений наблюдался примерно в 4100-3900 гг. до н. э., за которым последовал спад в четвёртом тысячелетии до н.  э.

Одна из основных групп мегакаменных захоронений находится на северо-западе — в Галисии и северной Португалии. В Галисии самая высокая плотность мегалитов во всей Европе: 4000 мегалитов на площади 30000 км2. Самые ранние галисийские гробницы были построены около 4300 г. до н. э., с интенсивным строительным периодом между 3900 и 3700 гг. до н. э. Строительство более длинных коридорных гробниц началось около 3800 г. до н. э. и заменило простые гробницы около 3500 г. до н. э.

На Пиренейском полуострове находится одна из самых больших концентраций мегалитов во всей Европе. По оценкам, в Португалии и Испании известно около 8000 мегалитов. Более того, самые ранние мегалиты - менгиры - датируются шестым тысячелетием до н. э., что примерно соответствует современности самых старых мегалитов в Бретани и Европе в целом.

Значит, так. Первоначально неолитические земледельцы в Иберии хоронили своих мертвецов либо в своих поселениях, либо в пещерах. По каким причинам одних умерших хоронили в деревнях, а других — в пещерах, я не знаю. Однако, надо полагать, пещеры являлись святилищами, и пещерные похороны в эпоху неолита значили примерно то же самое, что для средневекового католика — похороны на "святой земле" Палестины, рядом с Гробом Господним. Тысячи пилигримов отправлялись в паломничество ко Гробу Господню в надежде умереть там, где умер Иисус, чтобы после смерти воскреснуть и оказаться в Царстве Небесном.

Примерно на протяжении тысячи лет (5600—4300 гг. до н. э.) одних хоронили в деревенских погребениях, а других — в пещерных, но затем что-то поменялось. Как будто пещер не стало хватать, и люди стали строить "мини-пещеры" из больших камней. 

Около двадцати дольменов - кластеры Белас и Тригачес - были построены в районе Лиссабона с использованием плит местного известняка. Строительство этих мегалитов в ландшафте, где существовали пещеры и скальные убежища, поднимает интересный вопрос о том, почему эти доступные - и гораздо менее трудоёмкие - пространства не использовались. То есть, очевидно, дело не в том, что в пещерах не хватало места для покойников, а в чём-то другом. Произошли какие-то "сдвиги" в сознании, и в результате этой "перестройки" менталитета появились мегалитические гробницы.

Одним из самых впечатляющих расписных мегалитов является Антелас (Плита 4). 

Плита 4 Антелас и роспись внутри камеры.

Используя методы улучшения изображения, включая D-Stretch, было обнаружено, что большинство ортостатов были окрашены красными и чёрными пигментами. На ортостате на задней стороне камеры находится его самое потрясающее изображение. Это большая прямоугольная фигура с возможными руками и ногами, исходящими из четырёх её углов, и наверху - голова, похожая на маску [1]. По бокам от неё - зигзаги и другие геометрические узоры. 

Дольмен с петроглифами Форно-дос-Мурос (Токес), Галисия, Испания

Что представляют собой эти изображения, мы никогда не узнаем, но они говорят нам о том, что внутренняя часть мегакаменных камер была пространством мультисенсорного опыта, включая визуальный.

И вот теперь — о самом главном.

Зооархеологические исследования показывают, что в этих местах основное внимание уделялось выпасу коз и охоте на благородных оленей, предполагая, что первые строители мегалитов были мобильными охотниками и скотоводами, занимающимися отгонным скотоводством. Эти скотоводы и охотники хоронили своих мертвецов в пещерах, скальных убежищах и мегалитах.

Наиболее значительным известным пещерным захоронением среднего неолита является Алгар-ду-Бом-Санту. Бом-Санту  большая пещера, длиной около 50 м и глубиной 16 м. Объект датируется 3800-3400 гг. до н. э., что означает, что "неолитические люди, которые хоронили своих умерших в Бом-Санту, могли быть свидетелями или даже активно участвовать в строительстве самых ранних дольменов на юге Португалии".  Раскопки показали, что это был большой некрополь, в котором мёртвые подвергались различным видам обработки, включая первичное захоронение, а также вторичные манипуляции со скелетом, при этом особое внимание уделялось черепу и нижним длинным костям. Данные изотопного анализа стронция показали, что большинство отобранных особей, а также останки овикапридов [2], не были локальными для юрского известнякового массива, где располагалось это место. Таким образом, эта популяция, по-видимому, была мобильной группой скотоводов-перегонщиков, которые большую часть своей жизни жили в другом геологическом ландшафте, например, в Верхней долине Тежу или Алентежу. Генетические исследования особей указывают на высокий уровень митохондриального гипотипа и разнообразия гаплогрупп, что позволяет предположить, что захороненные люди были вовлечены в экзогамные практики. Похожие изотопные значения были обнаружены среди современных им людей, отобранных из Анта-де-Кабесейра в Алентежу, которые были датированы периодом между 3600 и 3400 гг. до н. э. Это говорит о том, что группы, проживавшие в Алентежу и Эстремадуре, входили в большую сеть мобильных скотоводов.

Тесная связь между местоположением гробниц и тропами, по которым перемещались скотоводы и пастухи, позволяет предположить, что древние памятники могли быть аналогичным образом интегрированы в древние практики передвижения и выпаса скота.

Как и в случае с гробницами, наскальные рисунки и петроглифы, чаще всего на граните, также часто встречаются вдоль маршрутов перегона скота. 

Итак, на данном этапе, я пришёл к заключению, что мегалитическое творчество вообще, и строительство дольменов в частности, — это дело рук мужчин. Причём не просто мужчин, а скотоводов, пастухов. 

Одному пастуху построить дольмен не под силу. Тут требуется взаимопомощь многих пастухов. При строительстве образуется мужской "междусобойчик". А это уже новая социальная идентичность, типа средневековых артелей каменщиков, из которых выросли масоны. В итоге, здесь видится подспудное произрастание патриархальных структур. Вспоминается цитата из советского телесериала-саги «Тени исчезают в полдень»: «У них своя свадьба, у нас своя!». Перефразируя немного, можно сказать: "У них, у баб, свои похороны, а у нас, мужиков, свои!".

Пока как-то так... Возможны дальнейшие исправления и уточнения. Я уже сейчас вижу, что гробница Монтерилио на юге Иберии никак не вмещается в мою концепцию. Там обнаружены очень богатые захоронения (одних бусин около миллиона), и двадцать или около того человек в главной гробнице были либо женщинами, либо неопределёнными; ни один мужчина не был идентифицирован.  

Из-за недостатка адекватной информации и необъятности темы, я чувствую себя в положении слепца, которого привели к слону, дали пощупать его, и спросили, что такое слон. Слепец нащупал хобот и сказал, что слон гибкий и длинный, как змея.  

-----------------------------------------------------------------------------------

[1] Описание напоминает фигуру "беса" на Онежском озере. Современные исследователи считают, что это всё-таки не «Бес», а «Бесиха».


[2] Очень трудно отличить останки овец и коз, поэтому во многих археологических отчётах они часто объединяются в одну категорию «овцы/козы» — овикаприды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий