Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
05 июля 2025
Двойной топор как два полумесяца?
Хайде Гёттнер-Абендрот связывает лабрис с символикой луны.
При этом она говорит, что три видимые фазы луны — растущая, полная и убывающая — стали мерой времени, в соответствии с которой лунный календарь был разработан очень рано. В соответствии с лунным календарём, два лезвия лабриса символизируют два полумесяца и, таким образом, являются знаком трансформации жизни-смерти-возрождения. С критским двойным топором был связан символ бабочки, оба кода для трансформации от смерти к возрождению.
![]() |
Символ двойного топора между рогами головы быка; этот двойной топор также представляет собой схематизированную бабочку, минойская культура (Крит) |
По-моему, это похоже на христианскую мифологему "сораспятия" и "воскресения" с Христом. «Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода», - говорил Иисус своим ученикам (Ин.12,24). Кстати, из деревьев символом Богини было фиговое дерево, а из животных — плодовитая свинья.
Немного о калашах.
Хайде Гёттнер-Абендрот считает калашей индоевропейским (арийским) реликтом. "Они не принимали участия в индоевропейском завоевании Северо-Западной Индии арийцами около 2000 г. до н. э., а осели на полпути" в горах Гиндукуш. "Здесь они не смешивались с покорённым народом, но в уединении гор им удалось сохранить формы своего древнего языка и традиций до настоящего времени".
"Самые консервативные кафиры сегодня — калаши. Они когда-то отступили, чтобы остаться свободными людьми, переселившись в самые недоступные, крутые долины гор Гиндукуша, очень отдалённую местность. Теперь они рассматривают долины, которые они населяют, как «чистый» остров во враждебном, «нечистом» (мусульманском) внешнем мире".
Они ни в коем случае не блондины и не голубоглазые, как должны быть «арийцы», а темноволосые и темноглазые, за редкими исключениями.
![]() |
Калаши. Источник картинки. |
04 июля 2025
О причинах появления мегапоселений Трипольской культуры.
Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что, судя по распространению курганных погребальных обычаев и типичных дубинок в виде конских голов в стиле Хвалынска, появляющихся на Северном Кавказе (около Нальчика), а также вблизи Азовского моря и вплоть до Западной Украины (культура Среднего Стога), примерно с 4500 г. до н. э. арийские пастухи доминировали во всём восточноевропейском степном регионе от Урала до Кавказа и Западной Украины.
А что случилось с предыдущими неолитическими культурами матриархального характера, которые жили на той же обширной территории? Они были «перекрыты» — как это описывают археологи, лаконично и пренебрежительно.
В качестве примера этой ситуации, которая также происходила со многими другими, следует упомянуть судьбу днепро-донецкой культуры, которая была «перекрыта» культурой Среднего Стога (4400–3400).
Поселения среднестоговской культуры располагались в нижнем течении Днепра и Днестра, как раз в районе более древней днепро-донецкой культуры [1]. Здесь также были обнаружены курганные могилы с индивидуальными захоронениями мужчин, связанные с жертвоприношениями лошадей и собак, и погребальным инвентарём, таким как каменные топоры и дубинки из конских голов, длинные кремневые кинжалы, тысячи ракушечных бусин и мелкие медные и золотые артефакты. Эти курганные захоронения были расположены на кладбищах предыдущей культуры, вытесняя обычай общинных захоронений. Это доказывает, что группы людей с Волги вторглись в этот район и оттеснили более старую культуру с помощью насилия. Захватчики прибыли разрозненными группами конных воинов-скотоводов. Те, кто пережил нападение, вероятно, бежали в соседнюю матриархальную культуру Триполья на Украине.
Кстати, примерно в это время появляются мегапоселения Трипольской культуры. Они были крупнейшими жилыми агломерациями в юго-восточной Европе с 4100 по 3400 гг. до н. э.
Хайде Гёттнер-Абендрот о рождении патриархата.
Хайде Гёттнер-Абендрот обвиняет засуху в том, что она привела степных кочевников в Европу. Как говорится, свежо предание, да верится с трудом... В последнее время историки так часто ссылаются на климатические катастрофы в древности, что я просто перестал обращать внимание на них.
Говоря о "преобразовании небольших групп домашних животных в большие стада овец, коз и крупного рогатого скота", Хайде Гёттнер-Абендрот противоречит своим словам о засухе. Чем же, интересно, питались большие стада овец, если и маленьким стадам не было корма из-за засухи? "Однако, - продолжает она, - содержание большого количества животных требовало повышенной мобильности, поскольку их больше нельзя было пасти пешком. Кроме того, приходилось совершать обширные миграции, чтобы найти новые пастбища для множества животных. Поэтому стало необходимым одомашнивание дикой лошади, которое началось в 5-м тысячелетии в густонаселённой культуре Ботай к востоку от Урала".
По-моему, Хайде Гёттнер поставила здесь "телегу" впереди "лошади". На самом деле, всё было как раз наоборот. Именно одомашнивание лошади и использование её в качестве ездового животного привело к укрупнению стад овец, коз и крупного рогатого скота. Пастух верхом на лошади и пастух "на своих двоих" — это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Очевидно, сначала пастухи пасли верхом табуны одомашненных лошадей (поскольку пасти их пешком невозможно), а затем стали пасти верхом на лошадях стада овец и коров.
И вот здесь произошло самое главное. Раньше миграция со стадами была сезонной: в летние месяцы мужчины-пастухи перемещались на далёкие пастбища или на высокогорные луга, но на зиму они возвращались в деревню со своими овцами и коровами. Мужчины отдалялись от своих поселений на расстояние не больше нескольких десятков километров. А верхом на лошадях они могли совершать миграции уже на многие сотни километров. И, в общем, произошёл разрыв мужского элемента и женского. В отрыве от женского влияния, мужчины создали свои "междусобойчики" (Männerbünde) со своими специфично-мужскими правилами поведения и ритуалами. Именно так и появился патриархат. В Хвалынской культуре (4700–3800 гг. до н. э.) на Средней Волге впервые появились символы власти новой, мужской скотоводческой культуры: длинные кремневые кинжалы, каменные топоры и каменные дубинки, которые имели форму конских голов, поэтому их называли «скипетрами с конской головой».
![]() |
Horse heads at the point of clubs, so-called “horse head scepters,” Volga (Russia)
|
03 июля 2025
«Оч. умелые ручки»
"Именно женщины создали золотой век керамики и скульптуры в балканском неолите, поскольку они всегда были гончарами и художниками. Археологические доказательства этого были найдены в женских могилах, содержащих коллекцию инструментов, используемых для полировки, гравировки и росписи керамики (Site of Basatanya in East Hungary), а также в моделях храмов, которые изображают исключительно женщин, изготавливающих керамику в храмовых мастерских" (Хайде Гёттнер-Абендрот).
![]() |
Сосуд неолитической культуры Димини |
![]() |
Female figurine, Karanovo, Bulgaria ca. 5000 BC |
О менгирах.
Я ранее полагал, что менгиры относятся к патриархальным культурам, из-за того что эти мегалиты имеют вертикальную структуру и напоминают фаллос в положении эрекции.
Однако, не всё так однозначно. Вот, пожалуйста: вертикальная структура, но при этом явно женская.
![]() |
Женщина, вырезанная в песчанике. Найдено в Фивиццано, Тоскана, Италия. Датирование 3000-2000 до н. э. |
Можно ещё привести пример менгиров с грудями, которые часто находили на Сардинии в связи с «гробницами гигантов». Из этих гробниц наиболее интересной является Гробница I. Вдоль левой стороны гробницы находятся шесть конусообразных бетилей, три мужских и три женских, известных на местном уровне как «Педрас Мармурадас». Три более крупных, снабжённых двумя выступами в форме грудей, представляют женский элемент; другие три, полностью гладкие, символизируют мужской фаллический элемент.
![]() |
Complesso archeologico di Tamuli, Macomer |
02 июля 2025
Эгалитарная погребальная культура в Старой Европе.
![]() |
Расположение печи в доме с двумя комнатами; Бутмир, Босния, начало 5-го тыс. до н. э. |
Доказательства матрилинейности в культуре ЛЛК.
Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что длинные дома культуры LBK, как клановые дома, всегда принадлежали всем членам клана и не могли передаваться от одного человека к другому; не было такого понятия, как индивидуальное наследование. О патриархате культуры LBK можно говорить лишь в том случае, если бы длинный дом был индивидуальной частной собственностью и мог быть унаследован одним человеком, то есть сыном от отца. Да и наследовать, по сути, было нечего, так как дома перестраивались заново каждые 15 - 20 лет.
Ещё одно соображение исходит из искусства гончарного дела. Единообразие стиля сохранялось в течение очень длительного периода, который в ранненеолитических поселениях LBK составлял от нескольких сотен до тысячи лет — невероятная преемственность. Поскольку было доказано, что женщины были создателями керамики, постоянный стиль и его долговечность указывают на женскую родословную, в которой это искусство передавалось без какого-либо разрыва от матери к дочери (матрилинейность). Причина в том, что родные по крови женщины оставались вместе в одном клановом доме и не были разделены браками, потому что только таким образом можно было сохранить эти долговременные формы керамики и художественные стили (матрилокальность). Более того, керамика передавала определённую символику, так что женщины также передавали духовную культуру, тем самым поддерживая линии традиции.
Другие доказательства матрилинейности были обнаружены в поздненеолитических деревнях свайного типа. В этих деревнях были дома поклонения с фресками, и такая роспись недавно была детально реконструирована. В мелководье Боденского озера около Людвигсхафена и Зипплингена в Юго-Западной Германии сохранились многочисленные расписные фрагменты со стен отдельных домов культуры Пфайнера. Тщательно собранные, они создали фреску длиной 7–9 м, когда-то бывшую на внутренней стене дома. Там можно увидеть семь абстрактно нарисованных фигур, окантованных белым. Каждую фигуру украшает перекрещенная полоса, их покрывает точечный узор, а скульптурные груди в натуральную величину, которые были вставлены, характеризуют их как женщин.
![]() |
Female figure from a Neolithic mural, Pfyner culture, Lake Constance (Germany) |
01 июля 2025
О свайных поселениях Старой Европы (2).
Продолжение. Начало см.: в Кто и зачем построил бассейн на холме? и О свайных поселениях Старой Европы.
Речь идёт о среднем неолите в Европе (5,000–4,300 гг. до н. э.). На южных и северных предгорьях Альп, на берегах озёр, а иногда и на самих озёрах, на мелководье, появились свайные поселения. Сегодня всё ещё можно найти остатки около 1000 таких поселений.
![]() |
Кортайлод-Эст. От свайного поселения остались одни сваи. |
Они сформировали региональные культуры вокруг Альп, такие как культура Лагоцца в Северной Италии, культуры Эргольцвилер и Кортайод в Швейцарии и культура Пфайнера в Южной Германии.
"Удивительно, как долго сохранялся этот тип жилья: первые свайные поселения были построены ок. 5000 года до н. э. на юге Альп, около 4300 г. до н. э. — на северном краю Альп, и они просуществовали до позднего бронзового века около 850 г. до н. э.", - говорит Хайде Гёттнер-Абендрот.
![]() |
Иллюстрация озёрного поселения в Швейцарии |
Хм, и что же здесь удивительного? — Это же очень удобно: рыбалка буквально в двух шагах от дома, заветная мечта любого рыболова. Наверно, можно было ловить рыбу и не выходя из дома, лёжа на кровати. В те времена было очень много рыбы, и клёв был отменный. Нужно было всего лишь иметь дырку в полу, да удочку.
О длинных домах, ронделях и земледелии ЛЛК.
Хайде Гёттнер-Абендрот сообщает о недавнем открытии самого древнего ронделя на территории современной Германии (недалеко от Нидер-Мёрлена, район Бад-Наухайм в Гессене).
![]() |
Длинный дом совмещённый с круглой земляной оградой, последняя имела могильный курган в центре, культура LBK (Германия) |
Этот рондель был объединён в одну конструкцию с 40-метровым длинным домом самого раннего типа LBK (6-е тысячелетие). В длинном доме средний ряд столбов отсутствовал, чтобы люди могли свободно проходить. С северо-западной стороны дома они попадали прямо в круглую земляную ограду, с частоколом диаметром 30 м, окружённым широким внешним рвом. В середине был холм, а под ним - единственная могила шестимесячного младенца. Эту конструкцию справедливо назвали «храмовым комплексом», так как люди проходили через длинный дом процессиями к круглой земляной ограде.
Это выглядит довольно странно и непривычно, потому что обычно рондели находились недалеко от поселений, а не в самих поселениях LBK. Хотя иногда некоторые поселения были окружены километровыми внешними валами и рвами вместе с ронделями.
![]() |
Круговая земляная ограда Кюнцинг-Унтернберг в Баварии, реконструкция. |
30 июня 2025
Размер имеет значение.
![]() |
So-called hunting scenes with stags and a bull, religious rooms (Çatal Höyük) |
![]() |
Охота на оленя - деталь настенной росписи из неолитического поселения Чатал-Хююк (современная Турция), около 5750 г. до н.э. |
![]() |
Ещё одна деталь — охота на быка. |
О "вторичности" патриархата.
"Жевали себе динозаврики травку да веточки, но в этой травке время от времени попадалась всякая животная мелочь - хоть насекомые, служащие прекрасным источником белка. Вот тут-то и выяснилось, что белок куда эффективнее для пополнения энергии и строительства тканей тела, чем трава. Те, кто это вовремя сообразил, стали уже нарочно выискивать в траве и на ветвях деревьев какую ни на есть добычу. А потом научились и выслеживать её, и ловить - и не только в траве", - пишет Наталья Криволапчук (Источник).
Я, со своей стороны, приведу пример уже из истории человечества. "Жили себе людишки в одном городке, жили-поживали, добра наживали... И тут, откуда ни возьмись, объявились ордынцы, жадные до чужого добра и роскошной женской задницы. Окружили они городок, взяли его в кольцо, и решили брать горожан на измор. Скоро в городке начался голод, и вот тут-то выяснилось, что лучшая стратегия выживания в условиях блокады — людоедство. И стали каннибалы выслеживать, ловить и поедать детей".
Другой подобный пример, уже ближе к нашей теме. "В незапамятно-стародавние времена, где-то в районе "полумесяца плодородных земель", несколько земледельческих кланов договорились устроить "общак" на "чёрный день". Они построили большой амбар и наполнили его зерном, маслом, вяленой рыбой, орехами... Но через некоторое время нашлись хитрованы, которые сообразили, что лучшая стратегия выживания — не ежедневная работа в поле "до седьмого пота", а завладение, "прихватизация" плодов труда других людей.
Теперь выделим растительноядных динозавров, добропорядочных горожан и трудолюбивых земледельцев — в одну группу, а плотоядных динозавров, каннибалов и хитрованов — в другую. Первую группу мы условно назовём "матриархальной", а вторую — "патриархальной". И мы обнаружим, что "патриархат" всегда вторичен. Сначала появляется трава на поле, затем — кузнечики в траве, и только потом — плотоядные динозавры, которые, как Чудо-юдо из песни В. Высоцкого, пожирают "всех женщин и кур". Сначала земледельцы образуют храмовые хозяйства, а затем приходят шумеры и другие "народы моря", и присваивают себе накопленные богатства. Как говорится в Библии, есть время собирать камни, и есть время разбрасывать камни. Именно в такой последовательности: сначала "собирать", а затем "разбрасывать". Невозможно разбрасывать камни, если они прежде не были собраны в кучу. Характер транжиры обычно формируется если человек растёт в богатой семье, где не считают денег и родители дают большие суммы на карманные расходы. Значит, сначала "матриархальные" родители экономят на всём, "собирают" деньги, а затем "патриархальный" сынок транжирит, "разбрасывает" их деньги.
Святилища Гёбекли-Тепе как "мир Сновидений"?
Хайде Гёттнер-Абендрот, указывая на лунно-бычью символику на центральных столбах святилища D в Гёбекли-Тепе,
![]() |
Symbols on the central pair of pillars of temple D (Göbekli Tepe)
|
трактует их в оптике женско-мужской полярности, как "растущая" и "умирающая" луна, как жизнь и смерть. При этом восточный центральный столб имеет диск внутри направленного вверх полумесяца, а столб на западе имеет аналогично расположенную голову быка с рогами, обращёнными вниз. "Женская сторона всегда ассоциировалась с Востоком, потому что женщина является животворящей силой. Мужская сторона, с другой стороны, была связана с Западом и смертью, потому что мужчины как охотники приносят смерть в животный мир. Эти мысли восходят к элементарным символам палеолита: вульве и стреле, которые представляют ту же полярность женского, приравненного к жизни, и мужского, приравненного к смерти".
Далее Хайде Гёттнер-Абендрот допускает, что эти колонны были женскими и мужскими предками, то есть считалось, что духи умерших предков живут внутри этих колонн. "Следуя этой линии мысли, можно было бы предположить, что люди эпохи Гёбекли-Тепе уже знали о своей матрилинейной генеалогии, которая включала предков-матерей и их братьев". То есть, восточный столб — это как бы местная "Исида", а западный столб — её брат "Осирис".
Смелая гипотеза. Однако такая интерпретация кажется мне несколько спекулятивной, "выморочной".
29 июня 2025
Древние артефакты о матрилинейности.
Хайде Гёттнер-Абендрот, указывая на повторяющийся сюжет двуглавых фигурок в неолитическом искусстве Ближнего Востока,
![]() |
Статуя из Айн-Гхазал, поселения докерамического неолита, 9 - 6 тыс. до н. э. |
![]() |
Кипр, начало эпохи бронзы (2300-1900 до н.э). |
толкует их как изображения пары мать-дочь.
Женские двойные фигурки также встречаются рядом, не двухголовые, но совершенно одинаковые. Например:
![]() |
Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре. |
Матриархат в Чатал-Хююке окончательно доказан.
Древняя ДНК из захоронений каменного века в Турции наконец положила конец многолетнему спору о том, был ли протогород Чатал-Хююк 9 000 лет назад матриархальным обществом. Исследование подтвердило то, что эксперты давно подозревали: женщины и девочки играли ключевую роль в этой аграрной общине. Это новое исследование было опубликовано в Science.
![]() |
Женские родословные и модификации моделей родства в неолитическом Чатал-Хююке |
Исследователь Мехмет Сомел, эволюционный генетик из Ближневосточного технического университета Турции, рассказал Live Science: «Для Чатал-Хююка мы получили старейшую генетически выявленную модель социальной организации в обществе, занимающимся производством пищи. И это модель, ориентированная на женщин».
«Насколько мне известно, это первое систематическое доказательство существования столь непрерывно организованного по материнской линии неолитического сообщества», — сообщил в электронном письме Live Science Йенс Нотрофф, археолог из Немецкого археологического института, не принимавший участия в исследовании.
28 июня 2025
Про детские слинги.
![]() |
Норвегия. |
Оказывается, раньше в Европе матери носили маленьких детей так же, как до сих пор носят африканские женщины.
![]() |
Гана. |
Крайне неудобно заниматься делами, если младенец в слингах сидит прямо перед лицом у женщины.
![]() |
Источник картинки. |
Я полистал странички в ЖЖ сообществе slingomamy и увидел, что в наше время детей в слингах женщины носят именно так, "лицом к лицу". Из чего я сделал вывод, что ныне, при патриархате, "жить стало лучше, жить стало веселее". Раньше-то, при матриархате, женщинам приходилось самим, своими руками, добывать себе пропитание.
![]() |
Африка - зелёная Жирафрика. |
Хайде Гёттнер-Абендрот о неолитическом образе жизни.
Подводя итог рассмотрения эпохи докерамического (10 200 - 7 000 до н. э.) неолита Леванта, Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что там не было обнаружено заметной архитектурной дифференциации. Жилища похожи, и только общественные постройки отличаются. Погребальные обычаи также не обнаруживают маркеров ранга, ни в отношении пола, ни индивидуального статуса. В самые ранние времена мёртвых хоронили без погребального инвентаря и украшений, и даже в случаях особого обращения с телами умерших людей, таких как захоронение черепов или размещение в особых местах захоронения, равенство очевидно.
Особенно интересен тот факт, что в Леванте нет никаких свидетельств из архитектуры и анализа скелетов об агрессии или конфликтах между отдельными лицами или группами. Нет также ничего, что указывало бы на враждебные акты между поселениями, что удивительно, учитывая быстрый рост некоторых поселений до размеров протогородов. И даже эти квазигорода не были «столицами», подчинявшими себе более мелкие города и требовавшими от них дани, потому что нет указаний на то, что некоторые поселения контролировали другие с помощью вооружённой силы. То есть, не было «штата принуждения», такого как полиция и военные. Без этих «орудий принуждения» невозможно господство одних людей над другими, поэтому и войн не было. Для Леванта, таким образом, мы должны отказаться от модели социального соперничества и конкуренции как основы для неолитического образа жизни.
Но верно ли то же самое для керамического неолита (7 000 - 6 000) в Центральной Анатолии? Лучшим примером здесь является квазигород Чатал-Хююк, где социальные модели были тщательно изучены. Похожие размеры домов указывают на эгалитарное общество, и здесь, тоже, погребальные обычаи не показывают различий в социальном ранге или поле. Анализ костей также не показывает различий в питании и образе жизни. Было высказано предположение, что плотная конструкция домов Чатал-Хююка с их входами на крыше служила оборонительным целям. Однако нет никаких указаний на нападения, резню или грабежи за 1400 лет существования города; другими словами, это было относительно мирное время.
27 июня 2025
Удивительные бушмены.
В продолжение предыдущей записи Хайде Гёттнер-Абердрот про бушменов и пигмеев.
Знаменательно, что у бушменов нет мужских инициаций. У них всё просто: мальчик становится мужчиной после того как он сам, самостоятельно, своими руками убьёт большую антилопу-канну, с массой тела 500-700 кг.
Инициации мальчиков-подростков — это всегда мужской "междусобойчик", тайное общество, социальная структура, которая начинает "качать" свои права и устанавливать свои порядки. Известно, что мужские союзы отражают первые шаги движения по пути к патриархату (= государству).
Зато у бушменов есть развитая шаманская практика. У бушменов много шаманов. Это обычные люди, которые выполняют повседневные задачи и не являются привилегированным классом. Шаманы иногда проявляют свои сверхъестественные способности в мире сновидений, но в основном это практикуется в трансовом танце.
Во время трансового танца женщины сидят вокруг центрального костра и отбивают ритм песен. Мужчины танцуют вокруг женщин. Со звуками танцевальных трещоток и глухих шагов в сочетании с женскими песнями они активируют сверхъестественную силу, которая находится в песнях и в самом шамане. Когда сила «кипит» и поднимается по позвоночнику шамана, он входит в транс.
Хайде Гёттнер-Абендрот про бушменов и пигмеев.
Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что, в принципе, жизнь людей в эпоху верхнего палеолита, 35 000 – 15 000 лет назад, мало чем отличалась от жизни древнейших коренных народов Африки, сан (бушменов) и пигмеев. Давным-давно эти группы занимали обширные участки восточной Африки (пигмеи) и всей южной Африки (сан), именно те регионы, где были найдены останки первых современных людей. Чтобы понять палеолитический социальный порядок, сравнение с этими аборигенными народами Африки весьма актуально.
Сан в Калахари живут группами по несколько десятков человек. Они носят фартуки из дублёной кожи и декоративные бусины из скорлупы страусиных яиц. Расписывание тела и узорчатые татуировки также распространены, и они любят музыку, танцы и песни. У групп нет вождей, хотя старейшие мужчины и женщины часто руководят из-за своего опыта. Отдельные группы внутри племени полностью равны, что означает, что это эгалитарное общество. Индивиды легко перемещаются между группами, имеющими пористые границы, и особенно когда женщина выбирает мужчину, он обычно присоединяется к её группе и помогает ей. Женщины строят полукруглые хижины, обрамлённые ветвями и покрытые травой, куда женщина может пригласить мужчину.
Женская автономия защищена социальными ценностями, такими как строгий кодекс дележа, когда охотник приносит желанную, но редкую добычу мяса. Кроме того, всё хвастовство и насилие между людьми и любое конкурентное поведение среди мужчин отвергаются. Точно так же открытое проявление гнева или попытки получить более высокий статус и материальные блага не одобряются. В небольших группах, лишённых уединения, такое поведение замечается немедленно и, в непоправимых случаях, может привести к изгнанию из группы.
26 июня 2025
Загадка заселения Америки.
"Самые ранние современные поселения людей в обеих Америках датируются примерно 40 000 – 34 000 лет назад, самые древние находки находятся в Южной Америке (Монте Верде, Чили, около 33 000 лет; Педра-Фурада, Бразилия, около 32 000 лет; пещеры Пикимачай и Гитарреро, Перу), а также дополнительные места в Аргентине и Колумбии около 22 000 лет назад. Это интересно, потому что самые ранние находки с северо-запада Северной Америки датируются только примерно 16 000 годом или даже позже. Это загадка для археологов, поскольку она ставит под сомнение распространённую теорию о том, что современные люди впервые пересекли Америку через Берингов перешеек между Сибирью и Аляской" (Хайде Гёттнер-Абендрот).
Мне думается, одно другое не отменяет. Можно предположить, что имелось две "волны" заселения Америки. Примерно 40 000 лет назад люди высадились на берегу Чили (вероятно, приплыв из Австралии), а примерно 16 000 лет назад другая "волна" переселенцев приплыла из Азии в Северную Америку, скорее всего, где-то в районе Алеутских островов. И, можно думать, что более поздняя "волна" "иммигрантов" вытеснила более ранних аборигенов, которые, по-видимому, имели негроидную внешность.
![]() |
Артефакты ольмекской культуры, одной из древнейших цивилизаций в Мезоамерике. |
Хайде Гёттнер-Абендрот о «предыстории».
Унизительный термин «предыстория», используемый многими археологами и историками, исключает все культуры, предшествующие тому, что было официально принято как «история», и относит их к сфере примитивных. Таким образом культурные творения самых ранних и самых длительных человеческих эпох пренебрегаются подобно тому, что мы видим в европоцентрических отношениях западной цивилизации по отношению к не-западным коренным культурам, которые также называются «примитивными».
Поразительно, что, согласно этому подходу, «история» всегда начинается только с установления классически патриархальных моделей: иерархических социальных структур с доминирующими мужчинами наверху; подчинённого статуса для женщин и других групп населения; образования территориальных государств с догматическими государственными религиями. Поскольку критерий письма применяется в этом представлении, первые документы, которые квалифицируются как «письмо», - это те, где правители и цари высекали свои воинские подвиги в камне.
Структуры такого рода приветствуются как великие достижения и начало цивилизации, по сравнению с которыми всё остальное получает приставку «пред-», подразумевающую «временное» и «бесполезное». Поэтому эта концепция истории является крайне тенденциозной, т. е. отмеченной идеологией патриархального господства.
Переосмысление понятия «матриархат».
Хайде Гёттнер-Абендрот в своей монографии "Matriarchal Societies of the Past and the Rise of Patriarchy" говорит, что концепция «матриархат», вопреки видимости, не параллельна термину «патриархат», который означает «господство или правление отцов». Матриархальные общества не являются зеркальным отражением патриархальных обществ, а представляют собой совершенно иную форму общества, которая долго сохранялась на протяжении ранней культурной истории. Неправильно переводить «матриархат» как «господство матерей», имея в виду «правление женщин». При этом она выражает своё недовольство такими понятиями, как «матрилинейный», «матрифокальный», «матрицентричный», «матристический», «гинеикостатический», «гиланический» и т. д. Более того, такие термины, как «матрифокальный», «матрицентричный» и «матристический», предполагают, что в непатриархальных обществах всё вращается вокруг женщин или матерей, возможно, в каком-то «материнском культе». Но каждый материнский культ является расцветом патриархата и не имеет никакого отношения к матриархату.
Затем Хайде Геттнер-Абендрот даёт новое определение «матриархата», которое, как крышка стола, покоится на четырёх "ножках"-основаниях, на четырёх социальных уровнях: экономическом, социальном, политическом и культурном. Матриархальная форма общества
− на экономическом уровне является обществом сбалансированной экономикой взаимности, в котором женщины управляют основными товарами, такими как земля, дома и еда, и уделяют постоянное внимание балансировке экономики посредством распределения; такая экономика не накапливает, а распределяет товары путём дарения, поэтому её можно назвать «экономикой дарения» [1];
− на социальном уровне основана на матрилинейном родстве, основными чертами которого являются клановая организация, основанная на матрилинейности (родство по материнской линии) и матрилокальности (проживание с матерью или рядом с ней); в то же время полы ценятся одинаково (гендерное равенство) [2];
− представляет на политическом уровне общество консенсуса, основанное на самоуправлении клановых домов и системе мужчин-делегатов в качестве представителей своих кланов на более крупных внешних собраниях, что даёт мужчинам собственную сферу деятельности и социальный статус [3]; в большинстве случаев это приводит не только к гендерно-эгалитарному обществу, но и к полностью эгалитарному обществу;
− основана на священной культуре со сложными религиозными и идеологическими системами, вера в перерождение формирует основное понятие жизни на земле и в космосе. Нет отчуждённых мужских богов, но мировоззрение определяется женским божеством в его многочисленных проявлениях; оно понимается не как трансцендентное, а как имманентное миру. То есть весь мир рассматривается как женское божественное, которое включает в себя мужское.
Если эти черты проявляются в существующем обществе, то можно говорить о «матриархате».
Я, в принципе, согласен с тем, что здесь говорит Хайде Гёттнер-Абендрот. Только я ставлю на первое место не экономику, а священную (точнее, сакральную) культуру. По-моему, матриархат может быть лишь "священным матриархатом". Именно в области культуры я вижу те "сдержки и противовесы", которые подавляют мужское "право силы" и заставляют мужчин жить по "материнскому праву". Ритуал здесь имеет первостепенное значение. Соблюдая ритуал, мужчины движутся в глубокой "колее" Традиции с матриархальными нарративами. Теократия является высшей и наиболее развитой формой матриархата.
------------------------------------------------------------------------------------
[1] Взаимность вытекает из системы ценностей матриархальных обществ, где материнское поведение рассматривается как прототипическая деятельность: поэтому оно включает в себя материнскую ценность заботы и воспитания всех членов общества.
[2] Несмотря на центральное положение женщин, матриархальные общества не признают гендерной иерархии, но все полы имеют равную ценность, и у каждого есть своя собственная сфера деятельности.
[3] Таким образом, женщины находятся в социальном центре общества, в то время как мужчины являются политическими представителями кланов и обществ для внешнего мира.
25 июня 2025
Комментарий на Арсения Тарковского.
Пляшет перед звёздами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.
Плачет птица об одном крыле,
Плачет погорелец на золе,
Плачет мать над люлькою пустой,
Плачет крепкий камень под пятой.
(Арсений Тарковский)
"Пляшет"—"плачет" в бытии Вселенной, как "плюс" и "минус" в математике, или "один" и "ноль" в двоичной системе счисления.
"Два в одном": весна и осень в году, юность и старость в жизни...
В этом смысле, что есть "добро" и что есть "зло"?
Очевидно, во Вселенной, в Природе, нет разделения на "добро" и "зло". Это разделение существует лишь в человеческой культуре. Вот, девочка на картине Джорджа Хикса оплакивает мёртвого щегла, а животные не оплакивают своих умерших.
![]() |
Мёртвый щегол. Джордж Элгар Хикс (1824-1914). 1878 г |
Огонь, как животных, "приручили" женщины?
"Мысль о том, что именно необходимость постоянно поддерживать огонь в общем очаге племени стала причиной эмоционального выделения места и роли женщины в жизни первобытного общества, высказывалась неоднократно. Мало того, она стала общим местом в теоретических построениях о культуре наших пращуров, связав женский образ с очагом тем, что именно она оберегала его пламя, в то время когда мужчины занимались многодневной охотой.
Можно допустить, что сама связь женщины с очагом была лишь символом чего-то более глубинного, нежели технологическая забота о поддержании огня. Очаг, по видимости выступал в данном случае не просто как огонь, требующий постоянной заботы о себе, но как орудие труда, посредством которого женщина превращала доставленную охотниками добычу в средство существования. Таким образом, зверь и женщина оказывались в сознании логически связанными звеньями одной общей цепочки событий, определяющих процесс добычи и реализации объекта охотничьего промысла.
Особая роль женщины, заключающаяся в «сбережении огня» в эпоху палеолита, привела к её доминирующему началу, т.е. к матриархату.
Появление огнива способствовало усилению доминирования мужчины в социуме. Необходимость в постоянном поддержании огня отпадает и символом мужчины становится, помимо оружия, и огниво. Звание хозяина огня оказывается у мужчины" (цит. по: В. В. Черных. «Культ огня в мировоззренческой основе народов древней Руси»).