25 июня 2025

Комментарий на Арсения Тарковского.

Пляшет перед звёздами звезда,

Пляшет колокольчиком вода,

Пляшет шмель и в дудочку дудит,

Пляшет перед скинией Давид.

Плачет птица об одном крыле,

Плачет погорелец на золе,

Плачет мать над люлькою пустой,

Плачет крепкий камень под пятой.

(Арсений Тарковский)

"Пляшет"—"плачет" в бытии Вселенной, как "плюс" и "минус" в математике, или "один" и "ноль" в двоичной системе счисления.

"Два в одном": весна и осень в году, юность и старость в жизни...

В этом смысле, что есть "добро" и что есть "зло"?

Очевидно, во Вселенной, в Природе, нет разделения на "добро" и "зло". Это разделение существует лишь в человеческой культуре. Вот, девочка на картине Джорджа Хикса оплакивает мёртвого щегла, а животные не оплакивают своих умерших.   

Мёртвый щегол. Джордж Элгар Хикс (1824-1914). 1878 г

Огонь, как животных, "приручили" женщины?

"Мысль о том, что именно необходимость постоянно поддерживать огонь в общем очаге племени стала причиной эмоционального выделения места и роли женщины в жизни первобытного общества, высказывалась неоднократно. Мало того, она стала общим местом в теоретических построениях о культуре наших пращуров, связав женский образ с очагом тем, что именно она оберегала его пламя, в то время когда мужчины занимались многодневной охотой.

Можно допустить, что сама связь женщины с очагом была лишь символом чего-то более глубинного, нежели технологическая забота о поддержании огня. Очаг, по видимости выступал в данном случае не просто как огонь, требующий постоянной заботы о себе, но как орудие труда, посредством которого женщина превращала доставленную охотниками добычу в средство существования. Таким образом, зверь и женщина оказывались в сознании логически связанными звеньями одной общей цепочки событий, определяющих процесс добычи и реализации объекта охотничьего промысла.

Особая роль женщины, заключающаяся в «сбережении огня» в эпоху палеолита, привела к её доминирующему началу, т.е. к матриархату.

Появление огнива способствовало усилению доминирования мужчины в социуме. Необходимость в постоянном поддержании огня отпадает и символом мужчины становится, помимо оружия, и огниво. Звание хозяина огня оказывается у мужчины" (цит. по: В. В. Черных. «Культ огня в мировоззренческой основе народов древней Руси»).

24 июня 2025

Вселенная как демотиватор.

Вселенная есть самый большой демотиватор жизнедеятельности (по крайней мере, для меня). Осознание её бесконечности заставляет опустить руки и тихонько ползти на кладбище.

Говорят, в галактике, в которой мы живём, насчитывается от 200 до 400 миллиардов звёзд. В наблюдаемой части Вселенной — около двух триллионов галактик. В таких космических масштабах даже Земля незаметна, а человек — тем паче. Абсолютный ноль, с едва различимыми флуктуациями.

Бесконечность "уравнивает" абсолютно все человеческие достижения. Sub specie aeternitatis («с точки зрения вечности») король и нищий равны. Потому что 1 доллар + бесконечность = бесконечность, и 1 миллиард долларов + бесконечность = бесконечность.

С этой точки зрения, всё равно: что — Путин, что — Распутин, что — воля, что — неволя. Ничто не важно под луной, ничто не ценно. 

И как с этим жить?

Может быть, "обнулить" космическую бесконечность, превратить её в ничто, как это сделали индийские мудрецы задолго до нас? Может быть, Вселенная есть Майя (букв. «иллюзия», «видимость») или «лила»?

"Брахман полон всех совершенств. И если сказать, что у Брахмана есть какая-то цель в создании мира, то это будет означать, что он хочет достичь в процессе творения чего-то, чего у него нет. А это невозможно. Следовательно, у Брахмана не может быть цели в создании мира. Мир — это просто спонтанное творение Брахмана. Это лила, или игра, Брахмана. Лила указывает на спонтанную игровую активность Брахмана в отличие от осознанного волевого усилия".

23 июня 2025

Может, не надо? — Надо, Федя, надо!

Дж. Фрэзер говорит, что в Древнем Египте фараон на людях пробегал некую дистанцию, демонстрируя своё здоровье. Если он добегал до условного финиша, его оставляли у власти. Видимо, корни олимпийских игр лежат ещё и в этой традиции.

Я доверяю Фрэзеру "fifty/fifty". Однако, всё-таки принимаю к сведению, что в Древнем Египте фараоны (по крайней мере, некоторые) подчинялись Традиции. 


Матриархат — феномен культуры.

Мирча Элиаде называет «деметрическим сознанием» повышенное внимание к хтонической подземной области. 

В этом смысле, матриархат конечно обладает «деметрическим сознанием». Я имею в виду матриархальный миф и соответствующие ему культы, ритуалы. 

Матриархат — это прежде всего культурный феномен. Он, как птица из яйца, рождается из "оболочки" Мифа. Именно Миф предопределяет правила поведения в обществе, а Традиция передаёт эти правила из поколения в поколение.

Женское правление — это ещё не матриархат. Оно может не удержаться и "слететь" в один миг. Например, царица может оказаться "рабой любви" и "отдаться" любимому мужчине настолько, что фактическим правителем окажется он, а она, как Исида, превратится в трон или, точнее говоря, в сиденье для его задницы [1].

Исида с троном фараона на голове и младенцем Гором на коленях.

Современный патриархальный Миф крутится-вращается вокруг государства. Согласно этому Мифу, люди никак не могут прожить без государства. Этот Миф оказался даже сильнее и прочнее коммунистического мифа; как известно, в России коммунисты установили свою власть в 1917 году с идеей «отмирания государства», то есть постепенного исчезновения государства при социализме (коммунизме); однако при коммунистах государство только крепло и расширялось.

22 июня 2025

Заметки о кэлушарах.

О кэлушарах я уже писал (см.: Калушары), и я там говорил, что они напоминают, с одной стороны, куретов Кибелы, а, с другой стороны, могут иметь параллели со скоморохами. А переодевания в женское платье заставляют вспомнить про скифских энареев и "мягких людей" чукотского шаманизма.

Теперь к этому надо добавить и другие кросскультурные параллели. 

Если верно то, что танцы кэлушаров возникли на основе древних, возможно ещё палеоевропейских ритуалов, то можно провести параллель с загадочными ритуалами минойского Крита.

На некоторых критских печатях можно увидеть акробатов.


На других печатях представлены маленькие человечки, парящие в воздухе как феи.

Seal now in Geneva.

Ну и, конечно, невозможно игнорировать основной акробатический "кунстштюк" — прыжки (или полёты) акробатов через быков.

Фрагмент миниатюрной фрески из Авариса, изображающий прыжок через быка. Прорисовка.

Леди Као и теократия в Перу.

Индейская культура Моче процветала на территории современного Перу в период между 100–300 гг. н. э. Это было патриархальное общество, основанное на высокоразвитом сельском хозяйстве со сложной сетью оросительных каналов. Моче не были политически организованы как монолитная империя или государство; скорее, они были группой автономных политических образований, которые разделяли общую культуру, типа как этруски в Италии.

О том, что общество Моче было патриархальным, молчаливо свидетельствует керамика данной культуры. В отличие от матриархальной крито-минойской культуры, здесь царит его величество Фаллос. 


Англоязычная Википедия говорит, что по крайней мере 500 керамических сосудов Моче имеют сексуальные темы. Наиболее часто изображаемый акт — анальный секс, сцены вагинального проникновения встречаются очень редко. Большинство пар гетеросексуальны, с тщательно вырезанными гениталиями, чтобы показать, что проникновение происходит в анус, а не вагину. 

Пара, спящая с ребёнком в одной кровати так, что из-под одеяла видны только головы и гениталии. Источник картинки.

Часто изображается младенец, кормящийся грудью, пока пара занимается сексом. Иногда представлена ​​фелляция , но куннилингус отсутствует.

21 июня 2025

Немного о Гекате.

Кажется, я никогда не писал в своих блогах о Гекате. Да и писать-то, по сути, не о чем. Это довольно поздняя, патриархальная богиня, имеющая фракийское происхождение. Вот, у Гесиода написано:

"Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,

Рядом становится с теми Геката, кому пожелает

Дать благосклонно победу и славою имя украсить.

Возле достойных царей на суде восседает богиня".

"В этом контексте Геката может считаться богиней войны, богиней власти <...> [богиней колдовства]. Но в этом перечислении есть одно чрезвычайно важное упущение: ничего не говорится о покровительстве Гекаты урожаю и крестьянскому труду. Иными словами, в образе Гекаты у Гесиода отсутствует хтоническое и гипохтоническое измерение. <...> В Гекате Гесиода вопреки Кереньи как раз нет ничего от Деметры и Персефоны. Это чисто индоевропейское андрократическое прочтение Богини, свойственное кочевым и воинственным культурам Турана, а не осёдлому аграрному обществу. Следовательно, если принимать версии Гесиода и Гомера за изначальную семантику Гекаты и признавать её фракийское происхождение, то мы видим образ андрократического женского божества, которое интегрируется в олимпийский космос из титанического прошлого, но не несёт на себе никаких видимых следов матриархальной архаики. Если Геката и представляет Великую Мать, то прошедшую глубинную трансформацию в структуре вертикально организованного патриархата" (цит. по: Дугин А. Неславянские горизонты Восточной Европы: песнь упыря и голос глубин. — М.: Академический проект, 2018. С. 155-159).

Если богиня восседает с царями, такая богиня нам не нужна. Нам гораздо ближе Иисус Христос, который "якшался" с простыми людьми, а цари распяли Его на кресте.

Зерно или дерево?

Автор блога Old European Culture в записи "Древнейшее изображение Деметры" представляет её аниконический образ. 


"Мать (вульва) окружена зерном...", - комментирует он данное изображение и далее, в качестве иллюстрации, приводит изображение одной из кикладских «сковородок», найденных на Кикладских островах в Эгейском море и датируемых второй половиной 3-го тысячелетия до н.э.


И, в качестве доказательства, он ссылается на шумерский иероглиф, означающий "зерно":


20 июня 2025

О практике чернения зубов.

Asakusa Sisters считают, что чернение зубов у японских женщин являлось наследием матриархата 📚

"Многим знакомы гравюры гейш с чёрными зубами.


Читая статью про "каака тэнка" — женщин-матриархов в японских семьях, мы наткнулись на упоминание удаления зубов в декоративных и социальных целях у древних людей. Больше половины черепов с такими "модными" дефектами вплоть до 5-6 веков — женские. По предположениям археологов, такие отметки носили не просто модный характер, а помечали глав семейств и людей с высоким социальным статусом в обществе. 

Обычай «чёрных зубов», по-видимому, появился примерно в начале периода Хэйан (794–1185) [1и считался разновидностью обычной практики удаления зубов, но более экологичной. В это время развитие общества поднялось на более высокий уровень, поэтому зубы не удаляли, а просто красили, имитируя их удаление. Уже в этот период в гробницах находят глиняные фигурки с чёрными зубами.

Считается, что этот обычай был завезён в Японию через Китай и Корейский полуостров, и использовался людьми высшего сословия.

Довольно долго чернение проводилось одновременно с хикимаю – сбриванием бровей с их последующим рисованием заново

О матрилокальности приматов.

"…большинство сообществ приматов Старого Света, в числе которых и павианы, - матрилокально: самки проводят всю жизнь, окружённые родственницами, в той стае, которой родились. Самцы же обычно оставляют «родное» племя примерно в возрасте полового созревания, отправляясь в неизведанные края попытать счастья в новой стае. Это распространённая для большинства социальных видов схема: один из полов мигрирует, чтобы избежать близкородственного скрещивания. И, …, удивительное свойство таких миграций у приматов в том, что они добровольны, в отличие от многих других видов, у которых главный производитель вытесняет молодых самцов при первых признаках полового созревания, то есть при первых признаках конкуренции. Приматы уходят добровольно: они чувствуют этот зов, эту тягу к странствиям, и им нестерпимо хочется оказаться где угодно ещё, только не в знакомой и надоевшей родной земле" (Роберт Сапольски «Игры тестостерона и другие вопросы биологии поведения»).

Всё прогрессивное человечество, за исключением религиозных мракобесов, считает, что люди произошли от приматов. "«Люди» (лат. Homo) — род семейства гоминидов отряда приматов. Включает вид человек разумный (Homo sapiens) и близкие ему вымершие виды. Некоторые учёные полагают, что, согласно данным генетического анализа, к роду Homo следует причислять также обыкновенного шимпанзе и бонобо" (Источник). Короче говоря, люди — это род приматов.

Люди - род приматов?

19 июня 2025

Очаровательный фарфор.

Немного перефразируя изречение Л. Уланда, можно сказать: «Жизнь женщины — краткое цветение и долгое увядание». 

Статуэтка, в отличие от женщины, никогда не увядает. Её красотой можно любоваться и через 40, и через 50, и через 60 лет... 

Бело-голубая керамика («синие цветы, узоры», англ. blue and white pottery — бело-голубая посуда) — разновидность искусства вазописи.


Иудейская Мадонна.

"В каббалистической доктрине Бога, максимально разработанной в Зогар, женский элемент играет в высшей степени важную роль. Как говорил Гершом Шолем, признанный авторитет в этой области, внедрение идеи того, что Шехина была женским элементом Бога, стоящим против Священного и Благословенного как мужского элемента Бога,  «было одним из самых важных и прочных нововведений каббалы. Тот факт, что она завоевала признание, несмотря на очевидные трудности  примирения с концепцией абсолютно одинокого Бога, несмотря на то, что больше ни один элемент каббалы не завоевал такой популярности, является доказательством её глубокой востребованности как религии... Кое-что о её жизненной силе говорит ещё и то, что, несмотря на противостояние таких мощных сил [как философы и талмудисты], эта идея стала неотъемлемой частью кредо широких кругов европейских и восточных общин».

Вера в Шехину (или Матронит), в фигуру матроны, божественную фигуру, которая в каком-то смысле функционирует как посредница между народом Израиля и Богом, была простой и легко воспринимаемой мыслью. Поскольку она отвечала глубоко заложенной религиозной надобности, то получила распространение в широких кругах еврейских поселений где бы то ни было. <...> В народном сознании Шехина была не просто символом или эманацией, она была великой небесной реальностью, и её сверкающий облик оттеснял теоретическую доктрину Единого Бога на задний план. Глубокая эмоциональная привязанность простых, неучёных приверженцев каббалы к Шехине была сравнима с отношением итальянских или испанских крестьян к их Мадонне. <...> Очевидно, что [простой] человек смотрит на богиню с почтением, и невозможно отрицать, что она больше значит для удовлетворения глубоких религиозных и эмоциональных потребностей, чем даже сам Бог" (цит. по: Рафаэль Патай. Иудейская богиня. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 115-117).

О Сабейском царстве и царице Савской.

Самые ранние упоминания о Сабейском царстве относятся к IX веку до Р.Х., а начало его расцвета приходится на VIII век до Р.Х. Вероятно, в царстве до какого-то момента существовал политический матриархат, т. к. первое упоминание о Сабейском царстве связано с эпизодом о посещении царицы Савской иудейского царя Соломона [1]. Именно к ней возводили свои корни позднейшие аксумские правители, считавшие себя прямыми потомками царицы Савской и царя Соломона. Арабские, еврейские и эфиопские легенды подчёркивают, что после посещения царя Соломона царица Савская ввела в своём царстве передачу власти по мужской линии, т. е. политический патриархат. После этого в Эфиопии (отождествлявшейся с Сабейским царством) была воспроизведена структура Израиля, а иудаизм стал государственной религией. 

Сабейское царство занимало территории по обе стороны Красного моря, находясь одновременно в Эфиопии (плато Тигре) и на Аравийском полуострове. Поэтому Аксум можно рассматривать как продолжение семитской государственности цивилизации Сава. Правящая династии Аксума/Эфиопии возводила себя к царям Сабейского царства, а значит, к царице Савской, настаивая тем са­­мым на прямой династической связи с Древним Израилем, что во многом определило уникальный эфиопский историал.

"Языком Аксумского царства, которое образовано две тысячи лет назад и которым правила Соломонова династия, был геэз — на нём сегодня служат в Эфиопской церкви. По структуре и прочим показателям он тесно связан с сабейским. Эфиопские богословы, которые знают оба языка, вовсе утверждают, что они идентичны, хотя алфавит у них разный. На это указывают и последние данные исторической науки. Поэтому если говорить о X веке до нашей эры, эпохе царя Соломона, то можно с большим основанием предполагать, что люди по обе стороны Красного моря говорили на одном языке", — объясняет РИА Новости секретарь по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов).

Тем самым Сабейское царство могло представлять собой союз более мелких государств вдоль южной части Красного моря. И всеми вполне могла править одна женщина.

"В оригинальном еврейском тексте царица Савская именуется "мелька Шеба", что полностью соответствует ее прозвищу в Эфиопии и в Аравии. Наличие у неё имени собственного — Македа — говорит о том, что, возможно, были и другие царицы Савские", — предполагает Игумнов (Источник).

18 июня 2025

О спорынье и кикеоне.

  • Л. А. Андреева в статье "Российские религиозные практики в универсальном контексте: экстатические обряды и действа" пишет об Элевсинских мистериях:
  • "Участники таинств причащались напитком, именуемым кикеон. Американские учёные Р. Уоссон, А. Хофманн, и К. Рак в своём труде "Дорога в Элевсис: раскрытие тайны мистерий" доказывают, что в состав кикеона входил препарат спорыньи, содержащий ингредиенты, близкие по химическому составу к сильнодействующему наркотику ЛСД-25. Следовательно, употребление этого напитка использовалось в Элевсинских мистериях для достижения эффекта ИСС. Вероятно, именно под прямым воздействием галлюциногенов, согласно философу-неоплатонику Проклу, их участникам являлись видения "несказанных образов"."
  • Открываем англоязычную Википедию и читаем: "Эрготизм - результат длительного отравления спорыньей, традиционно обусловленного приёмом в организм алкалоидов, вырабатываемых грибом Claviceps purpurea. <...> Алкалоиды спорыньи, активные соединения, вырабатываемые грибком спорыньёй, могут вызывать сильное сужение сосудов, приводящее к таким симптомам, как гангрена и судороги. Кроме того, алкалоиды спорыньи могут имитировать нейромедиаторы и гормоны в организме человека, вызывая галлюцинации и нарушая гормональный баланс".
  • "По сути, отравление спорыньёй в её обоих вышеперечисленных проявлениях чаще всего наступало при длительном употреблении выпечки из муки, полученной из засоренного рожками зерна и, очевидно, происходило непреднамеренно" (Источник).
  • Это значит, что если человек однократно выпьет чашку кикеона, никаких галлюцинаций после этого у него не будет. 
  • Спорынья в ячмене

О божественной "Двоице".

Возвращаясь снова к двум столбам — Боаз и Яхин, — которые, согласно Библии, стояли в притворе Храма Соломона — Первого Храма в Иерусалиме.

Рафаэль Патай в своей монографии "Иудейская богиня" приводит рассуждения Филона, иудейского философа, жившего в начале первого века в Александрии (ок. 25 г. до п. э. — ок. 50 г. н. э.).

Описывая Храм, Филон толкует двух херувимов как две ипостаси верховного божества. В храме Соломона, как известно, были два херувима над ковчегом.

Р. Патай говорит, что "в своей последней версии херувимы изображали мужчину и женщину в сексуальном объятии — эротическое действо, которое было сочтено язычниками непристойным, когда они наконец-то получили возможность взглянуть на изображение. И тем не менее вся современная и более поздняя иудейская литература не содержит ни слова, которое могло бы быть воспринято даже как отдалённый намёк на осуждение  херувимов. Наоборот, их присутствие в святая святых, самой недоступной части Храма, и посвящённые им обряды считаются без всяких оговорок самой священной тайной".

И вот Филон, пытаясь толковать "двоицу" херувимов, впадает в ересь; он разделяет единого Бога на две "ипостаси". "

"Если Бог действительно один, - рассуждает иудейский философ, - Его высшие и главные силы две, в равных долях доброта и властность. <...> Херувимы являются символами Его доброты и властности".

В двух местах, говоря о херувимах в святилище, Филон утверждает, что они символизировали «две самые древние и высшие силы» (или «добродетели») Бога: его созидательную силу, называемую «Благом», то есть «мирную, нежную, благодетельную добродетель», и его царственную силу, называемую «Властностью» (Господин), то есть «законодательную, наказывающую и исправляющую добродетель».

Удивительная история Джироламо Сегато.

Джироламо Сегато (13 июня 1792 — 3 февраля 1836) родился в картезианском монастыре Ведана (Флоренция, Италия). В детстве он изучал основы наук у Антонио Баджини, священника Соспироло. 

Д. Сегато известен тем, что занимался минерализацией человеческих останков, то есть он овладел технологией превращения людей в камень. Этот процесс превращал останки во что-то похожее на мрамор, сохраняя их навсегда. При этом его особая техника позволяла сохранить первоначальные цвета, формы и даже клеточную структуру тел покойников, а также их эластичность.

Его специализация на процессе окаменения началась после того, как он побывал в Египте в возрасте 26 лет. С 1818 года Д. Сегато участвовал в нескольких археологических экспедициях в Египет. Вполне вероятно, что там же он получил некоторые знания о существовавших ранее технологиях. Хотя непонятно, почему только он один был посвящён в эти древние технологии. И почему минерализация не применялась в Древнем Египте? Или, может быть, применялась, но, так сказать, камерно, в рамках какого-то таинственного культа? Опять же непонятно, как могла эта секретная технология передаваться от учителя к ученику на протяжении десятков веков. Это нереально. Существует версия, согласно которой Д. Сегато провёл трое суток внутри пирамиды наедине с мумиями, и там с ним случился своего рода инсайт, озарение. Хотя, против этой версии свидетельствует постепенность, с которой Сегато проводил свои опыты по возвращении в Италию из Египта: он сначала практиковался на трупах животных, и лишь затем перешёл к минерализации человеческих тел. Так или иначе, но этот человек каким-то непонятным образом стал "чудотворцем". Он напоминает мне другого "чудотворца", о котором я писал в статьях "Человек, который знал секрет строителей пирамид" и "Человек, который знал секрет строителей пирамид (2)". Кстати, Эдвард Лидскалнин так и не раскрыл своей тайны, а на все расспросы отвечал: «Я открыл секрет строителей пирамид!».

17 июня 2025

Немного о любви.

"Как ни грубо подобное сравнение, в жизни пола проявляется нечто подобное тому, что происходит в области гастрономической. Человек, если он не совсем примитивен, ест не то, что ему полезно, но то, что вкусно, вопреки, так сказать, "мнению" организма, и не потому, что он "испорчен", а потому, что такова человеческая природа", - говорит Ю. Эвола.

Ну да, это верно. Amor caecus (с лат. — «Любовь слепа») — гласит латинское крылатое выражение. "Любовь зла, полюбишь и козла",  вторит русская народная мудрость.

Love is Blind. Public Art in Huntington Library. San Marino

Всё дело в том, что изначально где-то в подсознании подростка складывается образ любовника. "Этот шут, — продолжала она, указывая концом веера на завывавшего актёра (он исполнял роль домашнего учителя), — напомнил мне мою молодость: я тоже была влюблена в учителя. Это была моя первая… нет, моя вторая пассия" (И. С. Тургенев, «Вешние воды», 1872 г.).

У Тургенева образ любовника передаётся словом "пассия", которое происходит от франц. passion «страсть», далее от лат. passio (passionem) «страдание; страсть», далее из pati «терпеть, претерпевать; страдать, мучиться», далее из праиндоевр. *pei «ранить, болеть».

Это хорошо показано в фильме "Почтальон всегда звонит дважды". Фрэнк Чамберс — бродяга, перебивающийся случайными заработками (хобо). Он останавливается в небольшом ресторане и знакомится там с супругой хозяина ресторана Корой Пападакис. Между привлекательной молодой женщиной и сезонным работником возникает любовная связь. В сексе Фрэнк обращается с Корой грубо, но, видимо, ей того и надо; она получает от этой связи то, что она никогда не имела от секса со своим мужем. Значит, "козёл" Фрэнк "наложился" на её образ идеального любовника и стал её "пассией". В принципе, на месте Фрэнка мог оказаться какой-нибудь другой "козёл" с аналогичными "замашками" в сексуальном поведении.

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (18)

Мэрион А. Дауд в статье "Использование пещер для погребальных и ритуальных практик в неолитической Ирландии" (Marion A. Dowd. The use of caves for funerary and ritual practices in Neolithic Ireland) анализирует доступный материал и утверждает на его основе, что пещеры в неолитической Ирландии играли главную роль в поминовении умерших и использовались для экскарнации. 

Пещеры были идеальными местами для процесса экскарнации, когда труп обнажается, а плоть разлагается естественным образом, оставляя сухой скелет. Пещеры обеспечивают свободную циркуляцию воздуха, но в то же время защиту от природных стихий и животных, особенно если вход в пещеру был временно заблокирован в течение нескольких месяцев или лет, когда труп был оставлен разлагаться. Фибигер заметил, что ни одна из человеческих костей из пещер, которые дали неолитические даты, не имела следов погрызов или каких-либо следов вмешательства животных, что подтверждает идею о том, что входы в пещеры могли быть намеренно заблокированы, чтобы отвратить вмешательство со стороны падальщиков.

Для погребальных и ритуальных целей использовались два «морфологических» типа пещер. Предпочтительный тип пещеры состоял из простого длинного узкого прохода, такого как пещера Барнтик, пещера Батс, пещера Элдербуш, пещера Киллура и пещера Нокнарея. Возможно, что эти пещеры типа прохода были наиболее символичными для прохода в другой мир и/или прохода в мир мёртвых. Они лучше всего представляют лиминальную природу пещер: границы между внешним миром и внутренним пространством пещеры сразу бросаются в глаза. Также стоит отметить, что, хотя многие пещеры расположены в холмах, которые являются местными выдающимися чертами ландшафта, сами пещеры (по крайней мере, в настоящее время) часто трудно найти или они скрыты, что могло способствовать атмосфере секретности или ощущению лиминальности.

Второй тип пещер, который был предпочтён для использования, состоял из простых, одно- или двухкамерных пещер, таких как небольшая однокамерная пещера Коннаберри и более крупная многокамерная пещера Килгрини. За исключением пещеры Oonaglour, которая является относительно обширной системой, мало что предполагает, что неолитические люди использовали большие подземные пещерные комплексы.

16 июня 2025

О «фракийском матриархате».

Как пишет А. Дугин ("Неславянские горизонты Восточной Европы: песнь упыря и голос глубин"), фракийцы были одной из поздних волн тех индоевропейских завоевателей [1], которые вторглись в Восточную Европу из пространства Турана и закрепились на Балканах и в Подунавье. Кроме того, часть фракийцев расселилась в Западной Анатолии. Все эти земли можно условно назвать Великой Фракией, состоящей из двух половин — европейской и азиатской. Азиатскую часть фракийцев часто называют Фригией в широком смысле, включая области Вифинии, Мизии и т. д., а восточную — собственно Фракией. Если принять гипотезу о родстве фракийцев и фригийцев Анатолии, то мы получим континуум, в котором верхний слой представлен индоевропейской патриархальной культурой, но при этом основывается этот слой на древнейшем доиндоевропейском субстрате, связанном с двумя главными полюсами цивилизации Великой Матери — в Анатолии и на Балканах.

Фракийский горизонт и область цивилизации Великой Матери (Анатолия/Балканы)

Европейская Фракия расположена в областях, которые до прихода фракийцев были населены палеоевропейцами. Древнейшими культурами здесь были: Караново, Винча, Триполье (Кукутени), Петрешти, Хаманджия. Все эти культуры имели матриархальный характер и представляли собой полюса цивилизации Великой Матери. Также обстояло дело и в Анатолии, где фракийцы расселились в зоне древнейших матриархальных культур. То есть,  фракийцы заняли территории, где прежде них располагались основные центры обществ Старой Европы, а следовательно, они унаследовали ряд элементов этих доиндоевропейских культур — конечно не прямо, а косвенно, при посредстве других индоевропейцев, которые расселились там до прихода фракийцев. 

Рафаэль Патай об Ашере.

Рафаэль Патай в своей монографии "Иудейская богиня" пишет:

Почти неизбежно культ великой ханаанейской матери-богини, почитаемой во многих местах древнего Ближнего Востока, должен был перейти и в религию иудеев. Так и получилось вскоре после завоевания израильтянами гористых земель Ханаана, в период совместного израильско-ханаанейского проживания, не говоря уж о браках между израильтянами и ханаанеями, хеттеями, аморреями, ферезеями, евеями, иевусеянами, среди которых они жили. Установление семейных и религиозных уз происходило одновременно, и «сыны Израилевы... служили Ваалам и Астартам».

То, что Ашера была главной богиней ханаанейского пантеона, мы узнаём из богатейшего мифического материала, найденного в Угарите, современном Рас-Шамре, что в северо-восточном Средиземноморье. В угаритской мифологии, как написано на бесчисленных табличках языком, датированным XIV в. до н. э. и близким библейскому, Ашера известна как жена Эля, главного бога. Её полное имя Ашера Морская — очевидно, её территорией было море, так же как владением её мужа Эля было небо. Однако к ней обращались попросту как к Элат — Богине. Она считалась «прародительницей богов»; всех богов, которых было семьдесят числом, и они были её детьми. Ашера была богиней-матерью и как таковая, вместе со своей дочерью Анат, выкормила всех богов. Она кормила также смертных царей, которые были достойны этого, как, например, Яссиб, сын царя Керета. Царь земли аморреев, упоминаемый в амарнских письмах, звался Абду-Аширта, то есть «раб Ашеры», и это ясно говорит, что он поклонялся образу Ашеры. Одного из её слуг звали Кадеш ва-Амрур, то есть «рыбак госпожи Ашеры Морской»; он рыбачил для неё, и ещё он был её конюшим, седлал её осла и помогал ей садиться на него. Ещё она как будто умела предсказывать удачу своим подопечным, потому что в письме XIV в. до н. э., найденном в Таанахе недалеко от Мегиддо (Палестина), есть упоминание о чародействе Ашеры, через которое богиня якобы передавала информацию. 

Ашера ассоциировалась с несколькими городами, где ей поклонялись в её местных ипостасях. Она была Ашерой Тирской и Элат [богиней] Сидонской — и Тир, и Сидон довольно долго были не только столицами независимых государств, но и главными портами Средиземноморья, благополучие которых зависело от щедрости моря и расположения властвовавшей над ним богини. Третий порт, Элат, расположенный южнее, в проливе Акаба, видно, был назван в честь богини. Таким образом, у нас несколько Ашер (как есть Дева Фатимская, Дева Гваделупская и так далее), и когда в Библии говорится, что израильтяне поклонялись «Ашерам», это значит только одно: они переняли поклонение местным ипостасям великой богини.

Тщательное изучение бесчисленных библейских упоминаний об «Ашерах», кажется, подтверждает, что они были вырезанными из дерева фигурками, которые ставились на землю. В давние времена они часто стояли рядом с алтарями, посвящёнными Ваалу; позднее статуя Ашеры была поставлена в самом Иерусалимском храме. Слово «Ашера» в библейском смысле может относиться и к самой богине, и к её образу. К сожалению, в климатических условиях Палестины, где каждый год льют тяжёлые зимние дожди, разрушились деревянные столбы и статуи, которые представляли богиню Ашеру и вокруг которых совершалось общее поклонение, поэтому не найдено ни одного археологического свидетельства их существования.

С другой стороны, есть множество археологических свидетельств, подтверждающих большое значение Ашеры как домашней богини. Эти свидетельства — множество терафимов, маленьких глиняных фигурок обнажённых женщин. Их находят по всей Палестине и датируют с большой точностью на протяжении всего израильского периода. Многие фигурки относятся к типу, который принято считать воплощением Ашеры. В первую очередь, это фигурки женщин с большими грудями, под которыми, вместо торса и ног, нечто вроде колонны с расширяющимся основанием. 

15 июня 2025

Парадокс соития.

Ю. Эвола, при написании своей книги "Метафизика секса", жаловался на то, что "... поиск материала [для исследования] труден. Например, почти нигде не описан оргазм как таковой, то есть "акме" соития. Литература молчит. <...> Чтобы собирать материал, так сказать, напрямую, существуют две трудности: субъективная и объективная. Субъективная — в том, что не только с иностранцами, но и со своими же соотечественниками мужского или женского пола не принято, да и не любят они, не хотят искренне рассказывать о том, что испытывают в наиболее острые моменты телесной интимности. Вторая же — объективная — состоит в том, что в "пиковом", напряжённом состоянии центры нашего организма, ответственные за восприятие, слишком увлечены происходящим, тем самым лишая нас возможности вспомнить испытанное, в том числе даже просто разговоры, даже что-то совсем необычайное. Можно даже сказать, что экстатическое акме сексуальности предполагает некий провал, более или менее глубокий, в сознании влюблённых".

Да, это очень интересно... 

С одной стороны, "акме" соития можно истолковать как некое таинство, а таинство не подлежит огласке. 


С другой стороны, находясь в "пиковом" состоянии соития, человек либо мычит, либо молчит, - и молчание, и мычание уподобляет его скотам неразумным. Потому что человек отличается от животных наличием языка как системы символов; человек говорит, а корова мычит. Странное дело: иной человек годами выстраивает линию своего поведения, финальным аккордом которого должно прозвучать нечленораздельное мычание в постели. И это называется "счастьем"... "Несчастные", то есть обладающие даром речи, завидуют "счастливым", то есть потерявшим дар речи...

Об "иноприродности" государства.

Этнос в чистом виде представляет собой эгалитарную общину, то, что Р. Рэдфилд (1897— 958) называл «folk society», где все отношения (как внутри общества, так и с внешним миром) персонифицированы, а любые формы вертикальной дифференциации отсутствуют. Но, - говорит Дугин, - балты в исторической ретроспективе не видятся как этнос (однородное общество без строгой вертикали); подобно всем индоевропейцам, они имеют патриархальную "вертикаль власти". Единство этноса балтов, - добавлю я от себя, - разбито по линии государства на "истинных арийцев" и "унтерменшей", то есть на "элиту" и "подданных".

И далее Дугин замечает, что балтийское крестьянство оставалось всё время "более или менее однородной общиной, живущей в условиях равноправия и равновесия". То есть, в своей среде, в собственной оптике, крестьянство имело тенденцию к восстановлению первобытной эгалитарной общины, к возрождению "Чатал-Хююка". Крестьяне сознавали и признавали, что они "находятся внизу вертикальной иерархии, но для самих крестьян мир (и общество) устроен иначе — в нём преобладает закон равновесия и гармонии, где сами высшие касты относятся к области «потустороннего»— у балтов «кривого», к сфере духов и предков, которым надо приносить жертвы. Именно как жертву «проклятой части» воспринимают они поборы аристократии (включая жрецов и позднее церковную десятину) или государственные налоги".

По мере усиления Литвы и превращения ее в могущественную державу разрыв между народом и этносом увеличивается. Элита христианизируется, теряет свою балтскую идентичность, в то время как крестьянство упорно держится за язычество. Дугин подчёркивает, что "литовское начало было бережно сохранено литовским крестьянством". Элита и крестьянство двигались в противоположном направлении, и в конце концов у литовцев обозначились две разных "родины". 

"Литовская аристократия, в отличие от литовского крестьянства, крепко державшегося за язык, культуру и идентичность, активно вступала в контакты с западнорусским и польским дворянством, довольно легко переходя на польский или русский язык, что часто сопровождало принятие католичества или православия. Для литовских князей, бояр и дворян родиной было государство, а кем конкретно были их подданные—литовцами, русскими или полякам и — с точки зрения сарматской (шляхетской) идеологии большого значения не имело".

Оба-на! Для этиты родиной является государство, - искусственный конструкт, внутри которого (и за счёт которого) она живёт. Для крестьянства же родиной является земля, на которой оно живёт. Лучше и не скажешь об "иноприродности" государства, его "инаковости" по отношению к этносу. 

Матриархальные мотивы в мифологии балтов.

А. Дугин в своей монографии "Неславянские горизонты Восточной Европы: песнь упыря и голос глубин" (М.: Академический проект, 2018) говорит, что "в балтийской мифологии мы видим довольно отчётливо следы палеоевропейского матриархата, хотя в целом основные сюжеты и линии носят отчётливо патриархальный и индоевропейский характер".

Ну, если там и есть какие-то следы, то они подобны "седьмой воде на киселе". Очень трудно рассмотреть следы палеоевропейского матриархата в культуре воинственных пруссов, пантеон которых состоял целиком из одних мужских божеств. Верно замечает Дугин, что "мы можем говорить о «балтийском матриархате» как об условной дедуктивной реконструкции, причём условной ещё в большей степени, нежели в случае «славянского матриархата» (по теории Э. Гаспарини)". 

Тем не менее: "для балтийских крестьян было характерно почитание божества Матери-Земли — у литовцев Жемины (Zemyna), у латышей Земес-мате (Zemes mate)".

Я уже высказывал своё мнение о том, что образ Матери-Земли является довольно поздним патриархальным конструктом; в нём нет ничего палеоевропейского. 

"Гипохтонический аспект Великой Матери представлен у латышей образом Богини мёртвых — Велю-мате, которая выступает психопомпом, проводя души в загробный мир (вели, латышское velu — душа), но никакими особенно зловещими чертами это божество не наделено.

Ещё в XVIII веке литовцы приносили дары матери-земле (Zemyna) после рождения ребёнка. По утрам и вечерам следовало целовать землю. Подношения земле: мёд, хлеб, зерно, травы или ржаной сноп — закапывали, раскладывали перед камнями, прикрепляли к деревьям или бросали в море, реки, озёра и источники. Как следует из описаний XVIII века, в деревнях не было праздников, в которых бы не восхвалялась богиня земли — Zemyna.

Антропоморфический образ земли неопредёлен <...> Функции земли распределялись между отдельными низшими божествами"... и духами, - добавлю я от себя. - "Дух зерна прятался во ржи или на других полях, где росло зерно. Верили, что он остаётся в последнем сжатом снопе. Обычно литовцы придавали этому снопу форму женщины. До наших дней он зовётся rugiц boba— «ржаная баба».

Здесь важно обратить внимание на представление о том, что люди растут из земли и что последний сноп, игравший важную роль в земледельческой сакральности, связан с женским началом — «ржаная баба». Эти детали указывают на сохранение палеоевропейских традиций Великой Матери, связанных с женской обработкой земли", - пишет Дугин.

14 июня 2025

У истоков пивоварения.

"Пивоварением в Древней Месопотамии занимались преимущественно женщины, они же заведовали и тавернами. Даже в «небесных сферах» хозяйкой «божественной таверны» (sa-bi-tum) была богиня Сидури, «что живёт у пучины моря». В «Законах царя Хаммурапи» содержатся древнейшие из сохранившихся законодательных актов о пиве — с этим напитком связаны два закона, из которых следует, что пивоварением и продажей пива занимаются исключительно женщины:

§ 108. Если хозяйка таверны (šal-geštin-na) не принимала зерно в качестве платы за пиво (šikarim), или принимала серебро большой гирей, или уменьшала отношение стоимости пива (šikarim) к зерну, то эту хозяйку таверны должно изобличить и бросить её в воду.

§ 111. Если хозяйка таверны (šal-geštin-na) дала в долг 60 ка пива (šikarim), то во время сбора урожая она может получить 50 ка зерна" (Источник).

"В Древнем Египте пивоварение рассматривалось как домашнее занятие и выполнялось в основном женщинами. Скульптуры, резьба и другие формы искусства в основном изображают женщин, занимающихся пивоварением, согласно «Истории пива и пивоварения» Яна С. Хорнси" (Источник).

В некоторых районах Южной Америки чича, или кукурузное пиво, варилось женщинами из элиты общества инков.

«Женщины варили и продавали большую часть эля, который пили в Англии», - пишет Джудит М. Беннетт в своей книге «Эль, пиво и пивовары в Англии». Хозяйками пабов (эльхаусов) тоже были преимущественно женщины.

Есть также записи начала XIII века о том, что женщины управляли тавернами и пивоварнями в Дании, Голландии и Германии.

Женщины варили пиво в основном у себя дома, на кухнях, и, если готовили больше напитка, чем могли выпить домочадцы, продавали излишки соседям и прохожим. Но когда в конце XVIII века в пивоварение пришёл технический прогресс и пиво стало производиться в больших масштабах, «у женщин не было бы ни денег, ни места, ни времени, чтобы заниматься пивоварением на постоянной основе», - говорит Тара Нурин, журналист-фрилансер и автор статьи о пиве и спиртных напитках для Forbes.

Я думаю, что всё это началось ещё с раннего неолита, с земледелия, с зерна. Женщины занимались зерновыми культурами, они готовили каши и похлёбки, и, между делом, варили пиво. Кстати, пиво оказалось важнейшим стимулятором для привлечения мужчин к сельскому хозяйству. И над воротами ритуального комплекса в Гёбекли-Тепе висела надпись крупными буквами: "КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ПЬЁТ" (шутка).