17 июня 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (18)

Мэрион А. Дауд в статье "Использование пещер для погребальных и ритуальных практик в неолитической Ирландии" (Marion A. Dowd. The use of caves for funerary and ritual practices in Neolithic Ireland) анализирует доступный материал и утверждает на его основе, что пещеры в неолитической Ирландии играли главную роль в поминовении умерших и использовались для экскарнации. 

Пещеры были идеальными местами для процесса экскарнации, когда труп обнажается, а плоть разлагается естественным образом, оставляя сухой скелет. Пещеры обеспечивают свободную циркуляцию воздуха, но в то же время защиту от природных стихий и животных, особенно если вход в пещеру был временно заблокирован в течение нескольких месяцев или лет, когда труп был оставлен разлагаться. Фибигер заметил, что ни одна из человеческих костей из пещер, которые дали неолитические даты, не имела следов погрызов или каких-либо следов вмешательства животных, что подтверждает идею о том, что входы в пещеры могли быть намеренно заблокированы, чтобы отвратить вмешательство со стороны падальщиков.

Для погребальных и ритуальных целей использовались два «морфологических» типа пещер. Предпочтительный тип пещеры состоял из простого длинного узкого прохода, такого как пещера Барнтик, пещера Батс, пещера Элдербуш, пещера Киллура и пещера Нокнарея. Возможно, что эти пещеры типа прохода были наиболее символичными для прохода в другой мир и/или прохода в мир мёртвых. Они лучше всего представляют лиминальную природу пещер: границы между внешним миром и внутренним пространством пещеры сразу бросаются в глаза. Также стоит отметить, что, хотя многие пещеры расположены в холмах, которые являются местными выдающимися чертами ландшафта, сами пещеры (по крайней мере, в настоящее время) часто трудно найти или они скрыты, что могло способствовать атмосфере секретности или ощущению лиминальности.

Второй тип пещер, который был предпочтён для использования, состоял из простых, одно- или двухкамерных пещер, таких как небольшая однокамерная пещера Коннаберри и более крупная многокамерная пещера Килгрини. За исключением пещеры Oonaglour, которая является относительно обширной системой, мало что предполагает, что неолитические люди использовали большие подземные пещерные комплексы.

Из 700 или около того пещер, зарегистрированных в Ирландии, только около 75 были раскопаны в какой-либо степени, и только 14 из них содержат человеческие кости эпохи неолита. Это составляет примерно 19 процентов, что, если применить к общему количеству пещер в Ирландии, предполагает возможность наличия по крайней мере 130 пещер, связанных с человеческими останками неолитической эпохи.

Пространственное распределение человеческих костей из 14 обсуждаемых здесь мест показывает фокус у входов. Похоже, что во время неолита люди не хотели заходить слишком далеко в пещеры (или, возможно, это было табу) и оставались близко ко входам — и дневному свету — при проведении различных погребальных ритуалов.

Интересно, что наиболее убедительные доказательства экскарнации в Британии исходят не из пещер, а из неолитических длинных пирамид из камней в Аскоте под Уичвудом, Оксфордшир и Парк ле Бреос Квм на полуострове Гауэр.

Ряд важных сходств между пещерами и мегалитическими гробницами предполагает, что внутри них пространство могло использоваться похожим образом. В частности, именно коридорные гробницы больше всего напоминают пещеры с точки зрения морфологии и сенсорного опыта: обе тёмные, обе включают в себя замкнутые пространства и обе воздействуют на чувства схожим образом. Пещеры и коридорные гробницы разделяют одно и то же чувство нахождения под землёй и в другом мире. Вероятно, что камеры и проходы этих мегалитических гробниц отражают попытки воспроизвести камеры и трещины в пещерах, или что проходные гробницы представляют собой человеческие усилия по воссозданию символических и феноменологических аспектов, присущих определённым пещерам, т. е. «опыта пещеры». Или, как предположил Остербек, мегалитические гробницы являются «особым типом искусственной пещеры». Lewis-Williams и Barnatt and Edmonds утверждают, что в доисторические времена сенсорная депривация, обеспечиваемая удалёнными, тихими и совершенно тёмными пещерами, могла вызывать изменённые состояния сознания. То же можно сказать и о мегалитических коридорных гробницах. Вероятно, что пещеры предвосхитили определённые свойства, которые должны были стать важными для строителей неолитических гробниц.


Разрез насыпи каирна Т в Лох-Крю, с крестообразной коридорной гробницей.

Древнеирландский погребальный комплекс включал один или несколько крупных курганов в центре и множество маленьких на периферии

Главное сходство заключается в том, что можно отвалить камень и зайти внутрь, чтобы побыть наедине с предками.


Согласитесь, что наши современные посещения могил предков, - когда мы находимся над поверхностью земли, при свете солнца, а они лежат под землёй, в темноте, - в корне отличаются от древних практик. В древности люди, посещая своих предков, входили именно в могилы, в мир мёртвых.

Я полагаю, что ради этого и строились проходные (коридорные) гробницы и дольмены. Их следует рассматривать как места встреч с предками, точнее говоря, встреч с духами мёртвых. Ну а такого рода встречи возможны лишь в изменённых состояниях сознания. И вся атмосфера в такого рода пещерообразных гробницах как нельзя лучше соответствует условиям для вхождения в транс.

Снова возвращаясь к пещерам, надо отметить одну важную особенность. Даже в случаях, когда археологи открывали большие скопления костей, количество костей обычно не представляло полные скелеты. И в мегалитических гробницах тоже часто находят неполные скелеты, или отдельные кости. Вполне возможно, что разрозненные человеческие кости, найденные в мегалитических гробницах в известняковых регионах, могли изначально быть собраны в пещерах (если пещеры встречаются в этой области). В Ирландии человеческие кости из неолитических гробниц обычно разъединены и редко представляют собой полных индивидов, например, останки из Пулнаброна, графство Клэр и «псевдопещерного» места Кахергилламор, графство Лимерик. Эта структура предполагает, что мёртвых помещали для экскарнирования в пещеру, после чего разъединённые кости приносили в гробницу. Ещё одна возможность заключается в том, что кости почитаемых предков находились в обращении внутри сообщества или между сообществами в течение поколений, и некоторые из останков в конечном итоге были помещены в пещеру. В Британских пещерах также есть доказательства преднамеренной сортировки костей, например, закладывания костей в расщелины или обработки черепов и длинных костей определённым образом.

Здесь возникают любопытные параллели между пещерами и неолитическими ронделами. Если допустить, что внутри рондел совершались процессы экскарнации (подобно как внутри пещер), то по истечении определённого срока родственники (и все заинтересованные лица) могли забрать кости умершего предка для вторичного захоронения. В одном случае, все кости могли быть разобраны, а в другом случае, не все кости могли быть разобраны. В таком случае, оставшиеся кости закапывались в том самом рве (канаве) вокруг ронделы, где часто обнаруживаются человеческие останки.

И в конце вновь вернёмся к захоронению человеческих останков внутри ограждения Херксхайм. В то время там могли сложиться какие-то форсмажорные обстоятельства (эпидемия, пожар, потоп, голод и т. д.), и родственники не явились в ограждение, чтобы забрать косточки своих предков. Или явились, но их было очень мало, и они забрали лишь малое количество костей. Или им надо было срочно забрать некоторые кости, не дожидаясь окончания процесса экскарнации. В таком случае, трупы могли обжигаться на костре, и кости очищались от обуглившейся плоти с помощью ножей. Всё, что можно было унести, родственники забрали с собой, - остальное закопали в канаве - своеобразной "братской могиле".

Комментариев нет:

Отправить комментарий