16 июня 2025

О «фракийском матриархате».

Как пишет А. Дугин ("Неславянские горизонты Восточной Европы: песнь упыря и голос глубин"), фракийцы были одной из поздних волн тех индоевропейских завоевателей [1], которые вторглись в Восточную Европу из пространства Турана и закрепились на Балканах и в Подунавье. Кроме того, часть фракийцев расселилась в Западной Анатолии. Все эти земли можно условно назвать Великой Фракией, состоящей из двух половин — европейской и азиатской. Азиатскую часть фракийцев часто называют Фригией в широком смысле, включая области Вифинии, Мизии и т. д., а восточную — собственно Фракией. Если принять гипотезу о родстве фракийцев и фригийцев Анатолии, то мы получим континуум, в котором верхний слой представлен индоевропейской патриархальной культурой, но при этом основывается этот слой на древнейшем доиндоевропейском субстрате, связанном с двумя главными полюсами цивилизации Великой Матери — в Анатолии и на Балканах.

Фракийский горизонт и область цивилизации Великой Матери (Анатолия/Балканы)

Европейская Фракия расположена в областях, которые до прихода фракийцев были населены палеоевропейцами. Древнейшими культурами здесь были: Караново, Винча, Триполье (Кукутени), Петрешти, Хаманджия. Все эти культуры имели матриархальный характер и представляли собой полюса цивилизации Великой Матери. Также обстояло дело и в Анатолии, где фракийцы расселились в зоне древнейших матриархальных культур. То есть,  фракийцы заняли территории, где прежде них располагались основные центры обществ Старой Европы, а следовательно, они унаследовали ряд элементов этих доиндоевропейских культур — конечно не прямо, а косвенно, при посредстве других индоевропейцев, которые расселились там до прихода фракийцев. 

Дугин говорит об условном  «фракийском матриархате», который представлял собой трансляцию доиндоевропейских мотивов, сюжетов, гештальтов и обрядов в более поздние исторические формы, в частности, в контекст культуры южных и отчасти восточных славян. Фракийцы представляли собой индоевропейское общество с ярко выраженной патриархальной структурой. И на уровне доминирующей идеологии патриархат полностью вытеснил матриархат, как индоевропейский язык вытеснил палеоевропейский. Но на уровне параллельного мировоззрения, связанного прежде всего с хтоническими мотивами, аграрными практиками и женскими фигурами в мифологии и религии, у фракийцев мы можем различить следы предшествующей цивилизации, сохранившиеся в тени патриархата, на периферии официальной системы верований и ценностей. Это и есть «фракийский матриархат», прямой (или косвенный) предшественник «матриархата славянского».

Около 1200 г. до н. э. фригийцы, которые изначально назывались бригами (бриги), пришли в Анатолию из западной части архаичной Фракии или Македонии. Фригийцы оказались наследниками хеттов по меньшей мере территориально, а также восприняли полнее других влияния культов Великой Матери, которые процветали в Анатолии и до хеттов, но которые оказались чрезвычайно устойчивыми и использовали любую возможность, чтобы герменевтически перетолковать индоевропейские культуры в гинекократическом ключе. Если в случае хеттов это удалось лишь до некоторой степени (впрочем, у постхеттских народов —ликийцев, лидийцев, карийцев и т. д. влияние гинекократии ощущалось более явно, чем у самих хеттов), то в случае фригийцев, расселившихся на этих же землях — на родине Великой Матери — реставрация матриархата увенчалась полным успехом — по крайней мере, на уровне обширного возрождения хтонических материнских культов и изменения основного вектора цивилизации. Именно у фригийцев культ Кибелы достигает полного расцвета и становится законченным культурным и религиозным комплексом, распространяющимся постепенно на всё Средиземноморье, усиливая и оживляя матриархальные тенденции, которые и так там присутствовали ранее. Фригийцы оживили Кибелу, разбудили дремавшие древние могущества, дали им выход. И отныне само слово «Фригия», а также детали фригийских мифов и даже фригийской одежды — например, знаменитый красный фригийский колпак — стали восприниматься в связи с восстановленными и снова активными матриархальными культами.

*************************************************
Я не согласен с Дугиным насчёт "реставрации матриархата" во Фригии, потому что культ Кибелы, о котором говорит Дугин, был всего лишь бледной тенью матриархата неолитической Старой Европы. Балканский матриархат был земледельческой культурой, а фракийцы питали презрение к земледельцу. По слову Геродота, наиболее почётной они считали жизнь воина и разбойника. Какой уж тут "матриархат"?! Я бы сравнил фракийцев с колорадскими жуками, облепившими картофельные кусты. Сам же Дугин говорит, что "балканские культуры Великой Матери подвергались многократному нашествию туранских андрократов". И даже если у фригийцев в отдельно взятом теократическом городе-государстве Пессинунте правили оскоплённые жрецы Кибелы, это ровным счётом ничего не значит, потому что, вообще говоря, фракийцы  не любили подчиняться кому-либо в силу предельно развитой воинственности, и это распространялось не только на другие народы, но и на вождей, избираемых из своей среды. "А это ещё что за хер?!" - такова была стандартная реакция фракийцев на появление вождя. Поэтому кажется просто невероятным, чтобы фракийцы прислушивались к каким-то там скопцам Кибелы. 

Relief of an Archigallus making sacrifices to Attis.

Здесь нужно чётко отличать "мух" от "котлет". Надо понимать, что фракийцы (и другие "туранские андрократы", приходившие прежде них на Балканы и в Малую Азию) проживали на завоёванных территориях бок о бок с коренным, автохтонным населением, примерно как спартиаты (спартанцы) и илоты на полуострове Пелопоннес. И вот, на мой взгляд, как раз автохтоны передавали из поколения в поколение древние традиции [2]. Но, как известно, историю пишут победители, и на вышеприведённой карте мы видим разные фракийские племена. А где же "до-фракийский субстрат"? Может быть, автохтонов там было в 10 раз больше, чем фракийцев, но их на карте не видно. А между тем, именно в их среде распространялись "подводные" матриархальные течения. И, может быть, культ Кибелы был всего лишь видимой "вершиной айсберга"?

--------------------------------------------------------------------
[1] Какую по счёту волну индоевропейцев в этой области они собой представляли, достоверно выяснить невозможно.
[2] Дугин мимоходом говорит несколько слов о дофракийском субстрате, сопряжённом с древнейшей аграрной матриархальной цивилизацией. И он связывает этот субстрат с непрерывностью крестьянского Dasein'а, который является общим экзистенциальным измерением для всех крестьянских культур Европы, распространявшихся по её территории с юго-востока — то есть с Балкан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий