У Дидро можно прочитать:
“Если бы маленький дикарь, предоставленный самому себе, сохранил всё своё неразумие, а с глупостью грудного младенца ещё соединил в себе бурные страсти тридцатилетнего мужчины, он свернул бы шею отцу и обесчестил бы свою мать” [Дидро Д. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 116].
Вот оно - идеологическое обоснование колониальной политики европейских государств Нового времени. "Они-ж дикари, без нас перережут друг друга, а прислуживая нам, научатся прилично себя вести".
Дама с рабами... Бразилия, 1860 |
Как сообщает Википедия, "по своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями".
Дидро — сам, как наивный ребёнок, верит в то, что все государи алчут и жаждут научных и философских знаний.
Зачем же государю мудрость, если он и так может править, опираясь на силу штыков?!
Комментариев нет:
Отправить комментарий