"По верному замечанию Р. и К. Берндтов, при характеристике культуры народа особое значение имеет та деятельность, которую люди (в массе своей) совершают сверх необходимого для поддержания жизни. У [австралийских] аборигенов, в отличие от обществ, стоящих на более высоком уровне экономического развития, почти вся деятельность сверх необходимого связана с духовной жизнью.
Очень большое значение имеют религиозно-магические обряды. <...> Своим священным обрядам аборигены отдают массу сил и времени. Не случайно во многих австралийских языках связанная с тотемическими культами деятельность обозначается словами, соответствующими нашим "труд", "работа"", - пишет О. Ю. Артёмова в своей монографии "Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским этнографическим данным)".
Здесь нельзя не отметить поразительное сходство между австралийскими аборигенами и нашими отечественными "аборигенами", "людьми Божиими", коих называют христоверами (или "хлыстами" в православном сектоведении). Дело в том, что свои радения христоверы называли "работой Израилевой". Радения, по учению христоверов, имеют весьма важное значение; они служат тем же целям, что и пост, то есть имеют целью ослабление и измождение плоти. Радение - то же, что труд, усилие, совершаемое в религиозных целях; радеющий всей душой желает "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", то есть привлечь к себе благодать Св. Духа.
Радение начинал кормщик "корабля" (или "христос", если таковой имелся на "корабле"), который выходил на середину избы и, начав кружение, запевал:
"Уж вы, детушки мои,
Порадейте за меня,
Бога ради порадейте!
Не жалейте вы плотей -
Тех нечистых свиней!
Ради Бога порадейте,
Своим потом облейте
Матушку сыру землю!.."
За
ним следовали другие, и таким образом составлялся большой круг;
радеющие сильно топали ногами в один шаг, махали руками, дышали сильно и
отрывисто все разом, с топанием ног, а когда, наконец,
чувствовали в себе особую лёгкость и особое опьянение (которое
понималось как наитие Духа Святого), начинали бегать всё быстрее с
пением стиха:
"Богу порадейте,
Плотей не жалейте,
Марфу (т. е. плоть) не щадите,
Богу послужите!"
Иногда Дух Святой "накатывал" на христоверов не сразу, и поэтому радения часто продолжались далеко за полночь, а в некоторых случаях и всю ночь, до рассвета. Пот лился с радеющих градом; платье промокало так, что "нигде нет сухого места"; пол смачивался потом, точно после дождя (по этой причине христоверы называли радение "баней возрождения").
Комментариев нет:
Отправить комментарий