При раскопках скифских курганов на обширных просторах Евразии иногда попадаются различные предметы с изображением грифа. При этом такие находки датированы археологами IV, а то и VI веком до нашей эры.
Истинным шедевром является пектораль IV века до н.э. из «Толстой могилы» вблизи Днепропетровска.
деталь пекторали |
Интересно, что грифоны встречаются и в изобразительной культуре древних славян. Например, на странице изборника 1076 года можно найти нарисованного грифона.
Грифонов даже сегодня можно увидеть на стенах и воротах древних русских храмов. Самый яркий пример - это Дмитриевский собор XII века во Владимире.
Теперь посмотрим на парочку фотографий серебряной чаши с тем же сюжетом и названием.
И откуда такое почитание Македонского? Может быть, на месте Македонского до установления христианства был иной персонаж? Однако, это не столь уж и важно. Главное, что грифоны изображаются в сцене вознесения.
Возьмём, для сравнения, православную икону "Вознесение".
Источник картинки |
Что мы здесь видим? Видим Спасителя в мандорле, несомого ангелами. Сцена напоминает сюжет вожнесения Александра Македонского, только вместо грифонов здесь - ангелы.
Значит, грифоны, по идее, те же ангелы, ну или духи, духовные сущности, которые "являются" (=прилетают) к человеку при смерти и относят его душу в мир иной. Эти грифоны изображались ещё в Чатал-Хююке.
Чатал-Хююк. Грифы уносят души людей. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий