23 февраля 2023

О противоречиях между семьёй и патриархальной общиной.

Н. А. Бутинов в статье "Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев (по материалам Новой Гвинеи и северо-западной Меланезии)" говорит о внутривемунных противоречиях.

"В вемуне рядом с большим мужским домом размещается несколько небольших хижин. Эти хижины именуют иногда женскими, иногда — семейными; семейное начало олицетворяет женщина (муж большую часть времени проводит в мужском доме)". 

То есть, на женщинах держатся семьи, которые фактически образуют и формируют родовое начало, а мужчины делают своего рода "надстройку", общину, прообраз государства. И интересы женской "семьи" неизбежно вступают в конфликт с интересами мужского "государства".

"Одна из характерных черт вемунного быта — обособленность мужчин от женщин. Эта обособленность, пишет Я. Хогбин о жителях о-ва Вогео, постоянно подчёркивается в повседневной жизни. По местным верованиям, для мужчин вредно общество женщин, а для женщин — общество мужчин. Мужчины как бы составляют в вемуне правящую партию, женщины — оппозицию. Женщины упрекают мужчин в лености, имея в виду их нежелание сделать что-либо для семьи. Мужчины в свою очередь находят недостатки в женщинах. «Мужчины, — пишет Хогбин, — часто критикуют женщин за их попытки подорвать мужскую солидарность». Мужчины, например, говорят: братья до женитьбы охотно помогают друг другу и никогда не ссорятся, а после брака каждый неохотно помогает другому, и они часто ссорятся. 

Суть частых конфликтов в вемуне состоит в том, что кто-то из мужчин уклонился от совместного труда на благо вемуна в целом и предпочёл потрудиться в это время в своей семье: на семейном огороде или в семейной хижине. В племени орокаива, по словам Ф. Уильямса, папуас часто оказывается перед дилеммой: либо община, либо семья, и если противоречие между общиной и семьёй перерастает в конфликт, семья может уйти из общины. Такой исход конфликта для вемуна нежелателен, поэтому родичи стремятся удержать семью. «Споры стараются уладить, — сообщает Ф. Каберри о племени абелям, — чтобы не допустить выделения семей из общины и тем самым ослабления последней». Вемун не может существовать без тесно сплочённой когорты мужчин, обеспечивающих совместный труд, и без семей, обеспечивающих, в частности, пополнение молодёжью этой мужской когорты (после обрядов инициации)".

"Если присмотреться к хозяйственной деятельности семьи, - пишет Н. А. Бутинов, - то можно заметить, что семья выполняет немало функций в земледелии, рыбной ловле, охоте, строительстве хижин, лодок, плетении сетей, готовит и потребляет пищу, изготовляет одежду, утварь и т. д. Правда, есть такие функции, которые семье не под силу, ибо требуют объединения усилий группы мужчин". Но как у нас государство не особо стремится к помощи нуждающимся, так и у папуасов члены мужского дома с большой неохотой идут на помощь в семейных делах. Н. А. Бутинов приводит характерный пример, как один мужчина из племени кума под­готовил все необходимые материалы для постройки семейной хижины, выровнял площадку, воздвиг каркас. Дальше строить без помощи мужчин было невозможно. Члены общины, однако, не поддержали его личную инициативу, постояли в сторонке, назвали начатое сооружение «курятником», посмеялись и ушли. Пристыженный «единоличник» разрушил постройку и роздал брёвна и доски родичам на дрова.

Ну и далее автор пишет, что семьи могут прожить и без мужского "государства". "Семья может в определённых условиях и при определённых обстоятельствах обнаружить тенденцию к хозяйственному обособлению от вемуна даже при наличии в нём постоянной группы мужчин. Это означает, что могут в принципе существовать вемуны, состоящие из двух-трёх и даже из одной семьи". То есть, где наличествуют крепкие семейные кровно-родственные связи, там можно построить дом и своими силами, без обращения за помощью к деревенскому "сельсовету". Ну, собственно, примерно так был построен и дом, в котором я живу: у моей матери было две сестры и три брата, целая строительная бригада. Теперь уже так никто не строится, потому что больше нет таких многодетных семей.

"Минимальный вемун, размеры которого сведены к одной семье, лишён основной хозяйственной ячейки — постоянной группы мужчин. Тем не менее он существует и справляется с задачами, для выполнения которых необходима такая ячейка. Когда минимальный вемун разбивает новый огород, на нём тоже трудится группа мужчин. Отдельная семья может, оказывается, вести хозяйство с помощью временных групп, формирующихся из людей, живущих в других вемунах. Эти группы существуют недолго, от случая к случаю, и непостоянны по составу, но они всё же обеспечивают семье выполнение всех хозяйственных функций", - говорит Н. А. Бутинов.

Ну, в общем, это и не удивительно, потому что семья - изначальна, это корни родового дерева и само дерево, а "мужской дом" - вторичен и вовсе не обязателен. Вот, например, был у нас "мужской дом" Рюриков, но древние славяне жили и до Рюрика, размножались (и довольно успешно) без Рюрика. 

Из того, что женщины упрекают завсегдатаев "мужского дома" в лености, можно сделать вывод, что мужское "государство" - явление паразитическое. И, очевидно, члены "мужского дома" должны терроризировать семьи «единоличников», чтоб другим было неповадно обособляться от общины. А то где же будут кормиться лентяи?

Комментариев нет:

Отправить комментарий