Н. А. Бутинов в статье "Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев (по материалам Новой Гвинеи и северо-западной Меланезии)" говорит о внутривемунных противоречиях.
"В вемуне рядом с большим мужским домом размещается несколько небольших хижин. Эти хижины именуют иногда женскими, иногда — семейными; семейное начало олицетворяет женщина (муж большую часть времени проводит в мужском доме)".
То есть, на женщинах держатся семьи, которые фактически образуют и формируют родовое начало, а мужчины делают своего рода "надстройку", общину, прообраз государства. И интересы женской "семьи" неизбежно вступают в конфликт с интересами мужского "государства".
"Одна из характерных черт вемунного быта — обособленность мужчин от женщин. Эта обособленность, пишет Я. Хогбин о жителях о-ва Вогео, постоянно подчёркивается в повседневной жизни. По местным верованиям, для мужчин вредно общество женщин, а для женщин — общество мужчин. Мужчины как бы составляют в вемуне правящую партию, женщины — оппозицию. Женщины упрекают мужчин в лености, имея в виду их нежелание сделать что-либо для семьи. Мужчины в свою очередь находят недостатки в женщинах. «Мужчины, — пишет Хогбин, — часто критикуют женщин за их попытки подорвать мужскую солидарность». Мужчины, например, говорят: братья до женитьбы охотно помогают друг другу и никогда не ссорятся, а после брака каждый неохотно помогает другому, и они часто ссорятся.
Суть частых конфликтов в вемуне состоит в том, что кто-то из мужчин уклонился от совместного труда на благо вемуна в целом и предпочёл потрудиться в это время в своей семье: на семейном огороде или в семейной хижине. В племени орокаива, по словам Ф. Уильямса, папуас часто оказывается перед дилеммой: либо община, либо семья, и если противоречие между общиной и семьёй перерастает в конфликт, семья может уйти из общины. Такой исход конфликта для вемуна нежелателен, поэтому родичи стремятся удержать семью. «Споры стараются уладить, — сообщает Ф. Каберри о племени абелям, — чтобы не допустить выделения семей из общины и тем самым ослабления последней». Вемун не может существовать без тесно сплочённой когорты мужчин, обеспечивающих совместный труд, и без семей, обеспечивающих, в частности, пополнение молодёжью этой мужской когорты (после обрядов инициации)".
"Если присмотреться к хозяйственной деятельности семьи, - пишет Н. А. Бутинов, - то можно заметить, что семья выполняет немало функций в земледелии, рыбной ловле, охоте, строительстве хижин, лодок, плетении сетей, готовит и потребляет пищу, изготовляет одежду, утварь и т. д. Правда, есть такие функции, которые семье не под силу, ибо требуют объединения усилий группы мужчин". Но как у нас государство не особо стремится к помощи нуждающимся, так и у папуасов члены мужского дома с большой неохотой идут на помощь в семейных делах. Н. А. Бутинов приводит характерный пример, как один мужчина из племени кума подготовил все необходимые материалы для постройки семейной хижины, выровнял площадку, воздвиг каркас. Дальше строить без помощи мужчин было невозможно. Члены общины, однако, не поддержали его личную инициативу, постояли в сторонке, назвали начатое сооружение «курятником», посмеялись и ушли. Пристыженный «единоличник» разрушил постройку и роздал брёвна и доски родичам на дрова.
Ну и далее автор пишет, что семьи могут прожить и без мужского "государства". "Семья может в определённых условиях и при определённых обстоятельствах обнаружить тенденцию к хозяйственному обособлению от вемуна даже при наличии в нём постоянной группы мужчин. Это означает, что могут в принципе существовать вемуны, состоящие из двух-трёх и даже из одной семьи". То есть, где наличествуют крепкие семейные кровно-родственные связи, там можно построить дом и своими силами, без обращения за помощью к деревенскому "сельсовету". Ну, собственно, примерно так был построен и дом, в котором я живу: у моей матери было две сестры и три брата, целая строительная бригада. Теперь уже так никто не строится, потому что больше нет таких многодетных семей.
"Минимальный вемун, размеры которого сведены к одной семье, лишён основной хозяйственной ячейки — постоянной группы мужчин. Тем не менее он существует и справляется с задачами, для выполнения которых необходима такая ячейка. Когда минимальный вемун разбивает новый огород, на нём тоже трудится группа мужчин. Отдельная семья может, оказывается, вести хозяйство с помощью временных групп, формирующихся из людей, живущих в других вемунах. Эти группы существуют недолго, от случая к случаю, и непостоянны по составу, но они всё же обеспечивают семье выполнение всех хозяйственных функций", - говорит Н. А. Бутинов.
Ну, в общем, это и не удивительно, потому что семья - изначальна, это корни родового дерева и само дерево, а "мужской дом" - вторичен и вовсе не обязателен. Вот, например, был у нас "мужской дом" Рюриков, но древние славяне жили и до Рюрика, размножались (и довольно успешно) без Рюрика.
Из того, что женщины упрекают завсегдатаев "мужского дома" в лености, можно сделать вывод, что мужское "государство" - явление паразитическое. И, очевидно, члены "мужского дома" должны терроризировать семьи «единоличников», чтоб другим было неповадно обособляться от общины. А то где же будут кормиться лентяи?
Комментариев нет:
Отправить комментарий