Это дольмен в посёлке Джубга. Перед дольменом сооружён дворик из огромных каменных блоков. Судя по пазам на стенах дольмена, рисунку Ф.С. Байерна и наблюдениям П.С. Уваровой, первоначально стена двора была сложена из блоков, уложенных в три яруса, но к настоящему времени сохранились только блоки первого (нижнего) и, частично, второго ярусов. В ходе работ было установлено, что круглый в плане двор дольмена был сооружён одновременно с погребальной камерой и является частью единого архитектурного комплекса, а не поздней пристройкой, как полагали прежде.
Дольмен и примыкающий к нему двор со всех сторон окружает насыпь, общий диаметр которой сразу после завершения строительства составлял около 25м. Фасадную часть насыпи окружала подпорная стена высотой около 70 см, сложенная в несколько ярусов из крупных речных валунов.
Реконструкция дольменного комплекса с насыпью |
На мой взгляд, вся эта конструкция напоминает ритуальный комплекс в Гёбекли-Тепе, только гораздо меньших размеров. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. В Гёбекли-Тепе есть несколько больших каменных ванн – самая объёмная вмещает около 180 литров, – и все они содержат следы химических соединений под названием оксалаты, образующихся при смешивании ячменя и воды. А ячмень с водой соединяют для получения пивной браги. Таким образом, можно предположить, что в Гёбекли-Тепе устраивались сходки, – люди сообща пили там пиво.
Далее, можно сделать предположение, что люди там собирались по каким-то поминальным дням несколько раз в году и пили пиво на могилах своих предков. Это были дни, когда живые встречались с мёртвыми.
Аналогичным образом, люди приходили и к дольменам. Каменный дворик у фасадной ("портальной") плиты дольмена предполагает место для собраний. Во время ритуальных трапез и алкогольных "волзияний" дольменная пробка вынималась и духи предков могли соучаствовать в пиршестве.
Андрей Мерянин пишет: "Матрица древнего сознания никуда не делась, религиозные представления коренного населения, где культ предков занимает важнейшую часть - подтверждение тому. У пермских, волжских и прибалтийских финно-угров вся традиционная религия построена на почитании предков. Точно так-же обстоит дело в духовной культуре северных и волжских великороссов, бывших когда-то мерей, муромой, весью, чудью.
У пермских финно-угров организация поминального стола на кладбище аналогична домашнему – его чаще всего устраивают прямо на могиле, могильный холмик накрывают скатертью, расставляют пищу и напитки; при этом отсутствуют столовые приборы. За символический стол усаживаются участники поминального застолья: по правой стороне предписывается располагаться живым, по другой (левой) – мёртвым. На левую сторону не надо садиться, покойники по этой стороне ходят. В этом обряде могила отождествляется со столом.
Семик у коми-пермяков. Пермский край. Фотография 2015 года. |
Круг участников семицких поминок изменяется в соответствии с местом их проведения. Если на первом этапе, в доме, поминки совершаются ограниченным кругом лиц - членами семьи, то на кладбище – в круг поминающих входят близкие и дальние родственники, соседи и знакомые. Как правило, далеко живущие родственники съезжаются на Семик.
Бывает, что в круг поминающих включаются также и абсолютно посторонние лица. По сложившейся традиции им не отказывают в угощении. В Семик осознаётся единство общего родового коллектива, укрепляются социальные связи посредством взаимного угощения; за совместной трапезой упорядочиваются отношения между миром живых и миром мёртвых" (Источник).
Андрей Мерянин говорит, что эта традиция уходит своими корнями в дохристианское время, когда ещё предки северных великороссов говорили на финно-угорских языках близких к коми и саамскому. Ну и, может быть, эта традиция идёт со времён строительства дольменов и даже ещё раньше, когда происходили ритуальные пиршества в святилищах Гёбекли-Тепе.
Семик у коми-пермяков. Фотография 2015 года. Может быть, и на дворике Джубгского дольмена происходили такие же поминки 5000 лет назад. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий