Недавно я говорил, ссылаясь на Е. В. Антонову, что первые "регулярные" храмы со жречеством появились в конце убейдского периода, однако сама Е. В. Антонова не уверена в том, где кончается большой ("престижный") дом и начинается храм. Она пишет:
"Предполагаемые храмы убейдского времени обнаружены в поселении на севере Месопотамии, в Тепе Гавре [1]. Здесь первая храмовая постройка зафиксирована уже в 19 слое (к убейду относятся здесь слои 20—12, счёт слоев сверху вниз). Прямоугольное сооружение с тонкими стенами, но значительных размеров (центральное помещение имело длину 10 м) принадлежало к характерному для храмов Месопотамии типу. Это трёхчастное сооружение, состоящее из центрального помещения и фланкирующих его небольших подсобных помещений [2]. В следующем слое обнаружена постройка более регулярного плана. В ней было не менее 20 помещений, и она стояла на обширном дворе. В центральном зале посредине находился подиум или алтарь. Особенно примечательны постройки слоя 13. Их три, и они располагались во дворе, соприкасаясь стенами.
Реконструкция храма в Тепе-Гавра близ г. Мосула, Ирак. Убейдский период. IV тыс. до н. э. |
В настоящее время раскопки недавно обнаруженных убейдских поселений, как и новые взгляды на формы общественной жизни в ту эпоху, привели к заключению о жилом назначении «храмов» Тепе Гавры [Amiet, 1986, с. 72]. Они разительно сходны с жилыми домами, раскопанными на поселениях долины Диялы. Возможно, постройки такого плана принадлежали семьям, занимавшим (по крайней мере в Тепе Гавре) главенствующее положение в общине. На других поселениях ситуация могла быть иной, такие дома могли быть обычными, принадлежавшими и людям более низких статусов. Несмотря на изменения во взглядах на храмы Тепе Гавры, эредуские сооружения по-прежнему считаются сакральными.
Первое эредуское святилище не имеет признаков, позволяющих сопоставить его планировку с планировкой жилых домов [3]. Однако более поздние убейдские храмы трёхчастного плана, как обоснованно полагают, обладают общими признаками с многокомнатными жилыми домами самаррской и убейдской культур. Это жилые постройки с тремя (или более) рядами регулярно расположенных помещений и наружными выступами. В отличие от жилых домов в храмах помещения дифференцированы по назначению и размеру. Главным был центральный зал, в то время как в жилых домах самаррской культуры центральные помещения не выделялись размерами; однако в убейдских домах такая дифференциация уже заметна".
Т. В. Корниенко в статье "Культовое строительство в Южной Месопотамии в убейдский период (по материалам Эреду и Урука)" приводит фото и план раскопок самых древнейших слоёв храма в Эреду.
Эреду. Момент раскорок храма XVI |
Как видим, этот "протохрам" размером с курятник могла бы построить любая семья. Поэтому лучше называть эту постройку святилищем, а не храмом.
Для сравнения. В Средней Азии, в эпоху Намазга I Анауской культуры, выделено несколько предполагаемых культовых построек. На Кара-депе к «святилищам» отнесено частично расчищенное помещение с двумя кубообразными «жертвенниками», которые, как и пол, окрашены в чёрный
цвет. В. И. Сарианиди отнёс постройки такого рода к культовым на том основании, что прямоугольные очаги-подиумы близких форм известны в храмах Месопотамии, в частности в Тепе Гавре. В. И. Сарианиди, И. Н. Хлопин, В. М. Массон пришли к заключению, что эти постройки и помещения могли служить домовыми святилищами большесемейных общин, обитавших в
многокомнатных домах.
Тростниковый жилой дом убейдского периода. Современная реконструкция. Национальный парк г. Ктесифона
А когда святилище превращается в храм? На этот вопрос ответить так же трудно, как и на вопрос: когда образуется куча? Два — это куча? А три, пять, десять, двадцать? Если 20 — это куча, то почему 19 — не куча, и т. д.
О. Оранш призывает всех археологов Ближнего Востока в целях осторожности и достоверности при рассмотрении архитектуры убейдского и урукского времени использовать термин «престижное строение», не предусматривающий точного определения функций особых сооружений, пока новые открытия не прояснят картины. Признавая, что в ту эпоху действительно существовали здания, отчётливо выделяющиеся из общего поселенческого контекста, учёный говорит об их вероятной полифункциональности и считает, что «престижные строения» явились непосредственными предшественниками как дворцов, так и храмов Двуречья.
Я бы сравнил эти "протохрамы" или "престижные строения" с домовыми церквями ранних христиан, которые были расположены в жилищах частных лиц, в домах богатых членов общин. Тут недалеко от меня один армянин построил дом, и у него в саду имеется маленькая часовенка, размером примерно с храм на уровне XVI в Эреду. Может быть, и в древности благочестивые люди сооружали святилища-"протохрамы" рядом со своими жилищами?
Здесь возникает вопрос: зачем строить отдельное святилище, если сам дом являлся святилищем? Ну, если, к примеру, всею домашнею обрядностью заведовала жена, то "протохрам" мог быть "отдушиной" для мужа (как ныне такими "отдушинами" для мужей являются гаражи (см.: "Почему мужики сбегают от жён в гараж, в выходные?")
-------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Р. М. Мунчаев указывает на сходство керамики из Тепе-Гавра с керамикой майкопской культуры.
[2] А в крито-минойской культуре мы знаем трёхчастные святилища.
[3] "Археологи выделяют в истории храма Энки в Эриду 18 горизонтов,
охватывающих два с половиной тысячелетия, по которым прослеживается
расширение храма от первого небольшого святилища на песчаном холме в
нач. V тыс. до н. э." (Источник).
Комментариев нет:
Отправить комментарий