Описание Е. Н. Пановым жития-бытия в мужских "междусобойчиках" западной Океании удивительным образом совпадает с древнегреческими гомосексуальными практиками.
"У тех этносов, о которых идёт речь, переход мальчика в статус полноценного мужчины возможен лишь по окончании длительного периода, во время которого он играет роль пассивного партнёра в гомосексуальных отношениях с мужчинами старшего возраста. Аборигены объясняют этот свой обычай следующим образом. Квинтэссенция мужского начала — в обладании спермой. Её нет у мальчика, так что он должен получить её от того, у кого она есть, и только тогда он станет мужчиной. При этом считается, что такая практика способствует не только лучшему физическому развитию юнца, но и совершенствованию его умственных способностей. <...> Возраст детей, которые становятся вовлечёнными в гомосексуальные связи со старшими, варьирует от шести-семи до одиннадцати-тринадцати лет.
Остров Малекула. У обитателей его северной части характер этих отношений наиболее чётко структурирован и организован по щадящему, в общем, режиму. Когда отец ребёнка решает, что настала пора инициации, он присматривает наиболее подходящую кандидатуру его будущего «руководителя» (буквально, guardian). На протяжении месяцев тот выполняет роль «мужа» своего подопечного. Только он имеет право входить с ним в половой контакт, партнёры постоянно держатся вместе, так что доверительная связь между ними приобретает характер моногамии.
Саванны южного побережья Новой Гвинеи. Здесь детей из нескольких близлежащих деревень, по достижении ими 13 лет, объединяют в группу, которая затем на протяжении нескольких месяцев содержится в изоляции в специальном помещении. Они оказываются в это время доступными пассивными партнёрами для аногенитальных контактов с подростками старшего возраста, которые до этого уже испытали их судьбу. Первоначально это его двоюродный брат, отпрыск сестры отца либо брата матери. Но в дальнейшем ему приходится покорно отвечать на домогательства родичей, принадлежащих другой, отдалённой ветви линиджа. Впрочем, обычай этот столь прочно укоренён в культуре, что инициируемый воспринимает всё происходящее как нечто вполне согласующееся с естественным порядком вещей. Так что ни у кого и в мыслях нет воспрепятствовать требованиям традиции, воспринимаемой в качестве закона. Тем более, что по окончании своего заключения сам этот юнец, приобретя более высокий статус «холостяка», будет уже в роли активного партнёра «способствовать» процессу маскулинизации детей подросшего к тому времени поколения. Таким образом, повышение в социальном ранге от юнца к самостоятельным подросткам происходит по принципу конвейера".
Проделки папуасов Новой Гвинеи напоминают мне о "дедовщине" в советской армии. Гомосексуальных актов я там не наблюдал, но хорошо помню психологическую установку: ладно, пока я "дух", буду терпеть все измывательства старослужащих, но когда я сам стану "дедом", я так же буду гнобить "духов", как меня гнобили.
"Обычаи народа самбиа детальнейшим образом описал профессор антропологии Стэнфордского университета Джильберт Хёрдт, который в период между 1974 и 1979 г. провёл много времени в обществе этих аборигенов и был непосредственным свидетелем отправления интересующих нас ритуалов. При чтении его обширной статьи, посвящённой этой теме (The Sambia : ritual, sexuality, and change in Papua New Guinea; Fetish and Fantasy in Sambia Initiation), создаётся впечатление, что самому автору трудно сдерживать эмоции, которые охватывали его при виде откровенного насилия со стороны коллектива взрослых мужчин над испуганными детьми, только что отнятыми от матерей и подвергающимися операциям явно пыточного характера.
Судя по словам Хёрдта, наиболее мучительна для новичков процедура первого акта инициации. Она обставлена таким образом, чтобы терроризировать, запугать новичков и сломить их волю к сопротивлению откровенному коллективному насилию со стороны целой компании взрослых мужчин. Следует заметить мимоходом, что именно этот принцип во многом определяет практику вовлечения юношей в скрытый от женщин культовый мир «маскулиноида», доминирующий во многих культурах Меланезии вообще и Новой Гвинеи в частности.
У самбия считается, что начало этому процессу должно быть положено прежде, чем мальчику исполнится 10 лет, иначе будет слишком поздно, и он ослабнет и умрёт. Так что критический возраст начала инициации варьирует от 7 до 10 лет, составляя в среднем 8,5 лет. Детей помещают в «мужской дом», где они становятся пассивными партнёрами орально-генитальных контактов со старшими подростками на протяжении десяти–пятнадцати лет. Они полностью изолированы от женской половины общины и пребывают все это время на положении бесполых индивидов, лишённых каких-либо социальных прав".
Интересно, что гомосексуальные отношения, при которых мужчины разделяются на "верхних" и "нижних", на "активных" и "пассивных", связаны в воинственным характером жизни самбиа. Как пишет Хёрдт, «... инициация, брак и война оказываются тесно взаимосвязанными институтами. Политическая нестабильность в этом обществе способствовала установлению в большинстве сфер социальной жизни весьма суровых нравов, предполагающих жёсткие отношения между индивидами. Таковы, в частности, требования дисциплины, направленной на поддержание иерархии, социальная функция которой — это доминирование членов каждой статусной группы над теми, кто стоит ниже ни по возрастной шкале. В поведении мужчин господствует идея “силы”, составляющая основу этно-биологического аспекта существования народа и синонимичная понятиям “мужественность” и “солидарность”».
Вот куда приводит "суверенный" патриархат, когда мужчины предоставлены самим себе и не считаются с мнением женской половины общества. Когда мужчины полностью подавляют "матриархат" и обращают женщин в безгласных рабынь, тогда самые сильные "петухи" в их среде начинают "клевать" слабых. И выстраивается патриархальная "вертикаль власти" с самым сильным "петушарой" во главе. А войны между деревнями, я думаю, они специально устраивают, чтобы держать в повиновении молодняк (если кто "возбухает" против насилия старших над младшими, того объявляют "предателем" и делают ему "секир-башку).
Вполне может быть, что и древних ариев имели место быть аналогичные практики, если учитывать их воинственность. К тому же, греки-ахейцы, а затем и дорийцы, пришли в Элладу с севера, из причерноморских степей, из района обитания "ямников".
Да, и хотя здесь говорится об инициации и традиции, я не принимаю в расчёт ни то, ни другое. Такие грязные "инициации" и "традиции" мне не нужны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий