04 сентября 2023

О погребальных жертвоприношениях людей.

"Преемником Аха был фараон Джер, при погребении которого в Абидосе было принесено в жертву 338 человек, в основном наложниц и слуг фараона" (Ю. М. Кобищанов. На заре цивилизации. С. 47).

Тот же автор рассказывает про погребения Курмы на левом берегу Нила, в районе II порога, в Миргиссе, в районе Средней Нубии. "Этот некрополь состоит из курганов размером до 90 м в диаметре и площадью до 6358 м. Площадь погребальной камеры доходит до 489,5 м2, во много раз превышая погребальные камеры пирамид Хеопса и Хефрена. В каждом из курганов открыто погребение вождя (князя, царя) вместе с его приближёнными. <...> В одном случае погребено не меньше 322, возможно до 400 лиц. Все они были похоронены одновременно со своим вождём Большинство этих людей составляли молодые женщины, очевидно жёны и наложницы вождя, кроме того, есть скелеты мужчин и детей, вероятно придворных и слуг. В антропологическом отношении погребённые принадлежали к местному нубийскому населению".

Эти факты позволили И. С. Кацнельсону прийти к следующему выводу: «Таким образом, эти огромные курганы, каждый из которых представлял собой самостоятельное кладбище, дают неопровержимый исходный материал для заключения о наличии в Куше значительного числа рабов» (Кацнельсон И. С. Рабовладение в Куше. — «Вестник древней истории», 1965, № 2, с. 78).

"Подобные массовые захоронения с умершим вождём его жён, слуг и приближённых мы находим во многих африканских странах — от Египта эпохи I династии и додинастического времени до Мономотапы и Гереро на юге, Бенина и Дагомеи на западе, а также за пределами Африки — в древнем Уре, у скифов украинских степей и пр. На территории Нубии этот обычай сохранялся в Мероэ, где с царями хоронили женщин их гарема, у язычников-нубийцев раннего средневековья, оставивших свои некрополи в Баллане и Фирке.

В чём суть этого обычая?

Несомненно, перед нами погребальное жертвоприношение людей, ставших принадлежностью умершего, как и его личные вещи. Следовательно, все эти люди находились в личной зависимости от вождя. В то же время они были мало связаны с производством, так как трудно предположить, чтобы общество, особенно на ранних ступенях исторического развития, мирилось с уничтожением такого числа непосредственных производителей [1]. Иными словами, в жертву приносили только тех лиц, которые находились в непосредственном услужении умершего".

Да, тут невольно вспоминаются древние римляне, которые говорили, что есть орудия «немые, мычащие и говорящие». Немыми орудиями они называли телеги, плуги, мычащими - волов, говорящими орудиями называли рабов. И все эти "орудия" складывали в могилу умершего вождя или царя, - может, они пригодятся ему на том свете.

Но, я думаю, в погребальных жертвоприношениях людей просматривается и нечто иное. Недаром они устраивались там, где примитивная государственность имела весьма шаткие основания и царская власть могла легко "слететь". Тут, я полагаю, присутствовал элемент террора, запугивания лиц, находившихся в услужении царя. Мессидж этого обычая вполне прозрачен: 

— Заботьтесь о своём господине, суки, и не дай божок, если со мной что-то случится! Тогда вас всех закопают вместе со мною.

Ну и, при таком раскладе, — как решиться на отравление или убийство ненавистного сатрапа? Ведь это равносильно самоубийству... И приходилось терпеть, всячески угождать и ублажать царя, и молиться богам, чтоб они продлили дни его жизни.

----------------------------------------------------------------------------

[1] Так, например, в известном рассказе Геродота о массовых погребениях у скифов перечисляются следующие категории лиц, которых хоронят в кургане вместе с царём: одна из его наложниц, виночерпий, повар, камердинер, конюх, вестник, а также 50 других слуг. У африканских народов царя сопровождали в последний путь наложницы, телохранители, камердинеры, повара, музыканты, придворные вельможи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий