"Греческий антрополог Л. Ангел исследовал черепа микенцев из шахтных могил и нашёл, что они по физическому типу близки северным соседям Греции. Они ближе к альпийской расе и к населению причерноморских степей, чем черепа рядового населения Греции того времени. На этом основании некоторые археологи (С. С. Березанская, Янош Маккай) увидели в микенских династах иранцев, или, шире, ариев (индоиранцев). Греческое название лука для стрельбы «токсон» вроде бы иранского происхождения (это установил авторитетный языковед Э. Бенвенист), а парные каменные выпрямители для древков стрел, появившиеся в Микенах, были издавна распространены в степях.
Украинский археолог Березанская опирается на многочисленные аналогии микенских гробниц с целым кругом степных памятников. Это прежде всего культура Синташты и Аркаима — памятников степного Приуралья, затем это абашевская культура, расположенная в лесостепи Среднего Поволжья, и бабинская культура (культура многоваликовой керамики, сокращенно КМК), простиравшаяся от Донца до Поднестровья. Поразительные сходства этих культур с Микенами замечены и разработаны российским археологом E. Е. Кузьминой, немецкой исследовательницей С. Пеннер и словацкими археологами Я. Лихардусом и И. Владаром, некоторые детали добавлены С. С. Березанской. Оружие и украшения покрыты тонким слоем золота, и техника плакировки одна во всех этих культурах. И Березанская, и Пеннер считают дисковидные псалии (принадлежности конской узды) Приуралья исходными для всего типа — вплоть до Микен (рис. 25). Это значит, что, скорее всего, колесницы прибыли в Микены с северо-востока.
Рис. 25. Дисковидные псалии из Микен, бабинской культуры и Приуралья в сравнении с восточными псалиями (эволюция типа по E. Е. Кузьминой) |
Из этих культур как раз ближайшая к Греции, КМК, не имеет колесниц и схожа с Микенами меньше других культур, а больше всего с микенской схожа именно самая отдалённая из них — Синташта. КМК и абашевская плавно переходят в последующие, только Синташта исчезает внезапно. В. С. Бочкарёв предполагает, что её носители ушли куда-нибудь в Среднюю Азию. Почему туда? Ведь там нет никаких её следов, а вот на юго-западе...", - многозначительно намекает Л. С. Клейн.
"В настоящий момент в археологии нет консенсуса в вопросе происхождения и формирования синташтинской культуры", - сообщает Википедия. Да и как найти "корни" номадов в Великой степи, если кочевники по определению не имеют "корней"? Ясно лишь одно, что культура Синташты и Аркаима была арийской.
Обитатели Аркаима. Реконструкция. |
Конечно, "аркаимцы" были как-то связаны с жившими прежде них "шнуровиками" и "ямниками". В принципе, можно согласиться с той картой, которая размещена в статье Википедии.
По Аллентофту (2015), культура Синташта, происходит, по крайней мере частично, из культуры шнуровой керамики |
Только при этом надо иметь в виду, что сами "ямники" пришли в причерноморские степи со Среднего Поволжья (хвалынская культура).
И. В. Горащук по нарастанию количества двустороннеобработанных и шлифованных изделий в хвалынских комплексах, сделал вывод о том, что хвалынские скотоводы пришли в Поволжье с территории Мангышлака, продвигаясь из полупустынной зоны в степную в поисках пастбищных угодий. Я думаю, так или иначе они "отметились" в Аркаиме, блуждая по Великой Степи.
Аркаим. Реконструкция |
Комментариев нет:
Отправить комментарий