Буто, который египтяне называли Пер-Уаджит («дом богини Уаджит»), был одним из древнейших городов долины Нила. Он возник в западной части Дельты ещё в додинастическую эпоху и до объединения страны на рубеже IV–III тысячелетий до нашей эры, по-видимому, главенствовал над землями Нижнего Египта. Во всяком случае, культура Буто-Маади была самой важной доисторической культурой Нижнего Египта, датируемой 4000–3500 гг. до н. э. и современной фазам Накада I и II в Верхнем Египте .
А. Дугин говорит, что "священным божеством [этого города] была богиня-кобра Уто или Уаджит (по имени которой назван город Буто), считавшаяся покровительницей дельты Нила и растений папируса. Имя «Уаджит» означало «Зелёная (богиня)». Позднее символ кобры — Урей (j'r.t дословно по-египетски «кобра») — стал обязательным атрибутом фараонов — правителей Нижнего и Верхнего Египта [1]".
Уаджит вместе с богиней-стервятником Нехбет составляет пару Госпожей Двух земель (то есть Верхнего и Нижнего Египта). Нехбет представлена в образе грифа или стервятника. Культовый центр богини находился в Нехебе (современный Эль-Каб) в Верхнем Египте. Вероятно, её культ и культ Уаджит уходит в века, когда египетская цивилизация существовала как два отдельных государства.
"То обстоятельство, что в обоих додинастических центрах Древнего Египта главными покровительницами священных столиц оказываются женские божества, является чрезвычайно показательным. Верхний Египет (Нехен) находится под покровительством женской богини-птицы Нехбет, а Нижний —богини-змеи (Уаджит, Уто). В истоках фигуры Нехбет мы видим, очевидно, образ Великой Матери (Мут, Наунет). Великая Мать, Мут, олицетворяющая примордиальную недифференцированную стихию Наунет, предшествующую появлению мира, также изображалась иероглифом орла-стервятника. Самки и самцы египетских грифов-стервятников не отличаются по внешнему виду, что египтяне интерпретировали как признак отсутствия у этого вида самцов вообще. Отсюда вытекала концепция партеногенетического рождения. Жрицы богини Нехбет назывались «муу», дословно «матери». Их ритуальное одеяние состояло из орлиных перьев. В текстах версий «Книги Мёртвых» Нехбет описана как «Мать Матерей». К Нехбет применяется устойчивый эпитет «Творчиха мира», Creatrix mundi, что, безусловно, отсылает к самым архаическим пластам древнеегипетского мировоззрения, которое, по всей видимости, было матриархальным, как и другие культуры афразийского горизонта.
Эти же свойства присущи и Уаджет, также выступающей — особенно в архаическом измерении мифа —как эквивалент Мут, Богини-Матери, партеногенетически рождающей все вещи. Образ змея, обвившегося вокруг тела Великой Матери, является древнейшим символом средиземноморского матриархата и уходит корнями в анатолийскую цивилизацию Чатал-Гуюка. Графическое изображение змеи, обвивающей стебель (тростника-папируса), что получило широкое распространение в Средиземноморье и стало известно как кадуцей (змея, обвивающая жезл), впервые мы встречаем именно в Нижнем Египте в гештальте Уаджит.
В символизме кобры центральное значение играет её взгляд, завораживающий жертву, заставляя впадать в оцепенение и становиться лёгкой добычей. Кобра убивает точной стрелой выплёскиваемого яда. Поэтому для образа Уаджит метонимически центральным является символизм взгляда; отсюда её древнейшее изображение в форме иероглифа глаза. Причём речь идёт именно о завораживающем взгляде, предваряющем удар ядовитой стрелы. Развивая эту линию, Уаджит называлась Оком Луны. Позднее в эпоху утверждения патриархата и солярных культов Луна была заменена Солнцем, а Уаджит как Око Луны сблизилось с мужскими божествами Гором, Ра или с отдельным богом «Око Гора» («Око Ра»), связанным с солярными культами. Так образ глаза, солнца и змеи слился в единый концепт, а матриархальная хтоническая природа Уаджит была отчасти перетолкована в патриархально-небесном символизме, что и дало синтетическую фигуру Урея — солярной кобры и её поражающего и фасцинирующего глаза (взгляда), который отныне был интерпретирован как стрела солнечного света, луч.
Таким образом, у истоков египетских политий мы видим две зоны —Нижний и Верхний Египет, в которых преобладают матриархальные культы, представленные двумя классическими гештальтами Великой Матери — Змеи и Птицы. Позднее к ним добавятся Кошка (Баст), Львица (Сехмет) и Корова (Хатхор), и более дифференцированная и антропоморфная фигура — Изида. Если учесть аграрный характер древнеегипетского общества, мы можем реконструировать этот додинастический период как эпоху крестьянского матриархата, связанного с осёдлой культурой заливного земледелия. Очевидно, что такой этносоциологический тип не предрасполагал к созданию крупных централизованных политий, и централизаторскими полюсами выступали сакральные храмы и комплексы Великой Матери, обеспечивающие культурное, но не политическое единство народа.
Этот тип культуры преобладал вплоть до начала III тысячелетия до Р.Х. Артефакты, принадлежащие тому периоду, показывают формирование первых знаковых систем и символов, которые позднее станут основой иероглифической письменности" (Цит. по: Дугин А. Г. Цивилизация африканского Норда. — М.: Академический проект, 2018. С. 38-40).
![]() |
Уаджит и Нехбет надевают корону Обеих земель на Птолемея VIII Эвергета. Храм Эдфу |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Hagen R., Hagen R.-M. Egypt. People, Gods, Pharaohs. N.Y.: Bames & Noble Books, 2003.
[2] Helck W., Otto Е. Nechbet. Kleines Lexikon der Ägyptologie. Wiesbaden: Harrassowitz, 1999.
Комментариев нет:
Отправить комментарий