Елена Вадимовна Нам пишет в статье "«Прочтение» символических значений «шаманского» посоха в контексте индоевропейских ритуальных традиций":
"Среди многочисленных упоминаний посоха в древних источниках особого внимания заслуживает его связь с поэтическим даром и прорицаниями. Наиболее ярко эта связь представлена в Древней Греции, где фигура поэта-прорицателя с посохом (жезлом) становится неким стереотипом или шаблоном в мифологическом описании или литературно-художественном изображении. Так, Гесиод в «Теогонии» говорит о том, что музы, вдохнувшие в него дар божественных песен, вырезали ему «посох чудесный из пышно-зелёного лавра» [1, с. 194]. Старец Хрис, также наделенный пророческим даром, в соответствии с описанием Гомера держит в руках «на жезле золотом Аполлонов красный венец» (I. 12) [2, с. 16]. Афина ослепляет Тиресия, ставшего впоследствии знаменитым на всю Грецию прорицателем, но взамен даёт ему кизиловый посох как знак его особого дара [3, с. 57]. Имя прорицательницы Вёльвы (Vǫlva), известное благодаря древнеисландскому поэтическому сборнику песен о богах и героях «Старшая Эдда», связано с др.-исл. vǫlr ʽжезлʼ [4, с. 328]. В «Старшей Эдде» жезл является знаком не только поэтического и пророческого дара, но и колдовского искусства. Считалось, что вёльвы колдовали с помощью жезла. Хейд – вещая колдунья, «творила волшбу жезлом колдовским» [5, с. 11]."
Далее автор статьи говорит о том, что этот "жезл колдовской" использовался ведьмами в качестве "лошадки".
"Считается, что прорицательницы-вëльвы могли ездить на своих жезлах, как на конях [4,
c. 328]. <...> Некоторые группы эвенков наряду с бубном имели посохи, символизировавшие коня или оленя. На «олене» шаман ездил в верхний мир, на «коне» – в мир мёртвых [6, c. 254]. У бурят конная трость похожа на обыкновенную палку, но наверху у нее вырезалась лошадиная голова".
Это напоминает детскую игрушку-"лошадку".
Воздушная кавалькада ведьм была известна в древней Скандинавии как Гандрейд (Gandreidh), «поездка на жезле», а слово «ганд» обозначало магический жезл, или «жезл власти» колдуна. В Шлезвигском Соборе в Германии есть роспись стены приблизительно 12 века. На ней изображена богиня скандинавской мифологии по имени Фригг. Она едет верхом на посохе, а не на метле. Следовательно, метла - это женский аналог посоха с заключённым в ней духом.
Значит, ведьма летает "в духе", или верхом на духе, как кузнец Вакула летал в Петербург верхом на чёрте. Служебный дух может иметь различные обличья, но, как правило, ведьмы летают верхом на козлах или свиньях. У Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" описан полёт Наташи на борове. "Замедляя ход, Маргариту догнала Наташа. Она, совершенно нагая, с летящими по воздуху растрёпанными волосами, летела верхом на толстом борове, зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточённо молотящем воздух".
"В свете вышесказанного вполне закономерным выглядит использование посоха в экстатических культах древнего мира. Хорошо известно, что атрибутом Диониса был тирс – деревянный посох, увитый плющом и виноградными листьями. Античному миру была также хорошо знакома чрезвычайная экстатичность пророческих вещаний Кассандры, описанная в поэме Сенеки «Агамемнон» [7, c. 383]", - пишет Е. В. Нам.
Кассандра |
О посохе я уже говорил, что он является в руках шамана или шаманки своего рода "инструментом", с помощью которого призываются служебные духи. Шаману надо лишь ударить посохом о землю, и они, услышав стук, являются из-под земли.
Теперь понятно, откуда появилось представление о связи посоха и силы; ведь, шаман, одержимый духами, демонстрирует сверхъестественные способности, недоступные обыкновенному человеку. Очевидно, именно шаманы были первыми "людьми силы". "В Сибирском регионе посохи определяли силу шамана и могли служить показателем их иерархии", - сообщает Е. В. Нам. Ну, а затем посохи стали носить всякого рода вожди, - очевидно, для "понтов". Однако, это уже подмена, профанация.
Подлинная сила - сила сверхъестественная. Именно эта сила даёт авторитет и власть в обществе. Но есть ещё и сила естественная, сила мышц и стали. Это - "самодержавная" сила, так как она ни на чём не основана и никакие высшие силы за ней не стоят. В принципе, всю историю человечества можно представить себе как борьбу этих двух сил.
Игорь Симонов, "Второе пришествие", 1991г |
-------------------------------------------------------------------------
[1] Гесиод. Теогония // О происхождении богов. – М. : Сов. Россия, 1990. – С. 193–218.
[2] Гомер. Илиада / Гомер. – М. : Дюна, 1993. – 431 с.
[3] Аполлодор. Мифологическая библиотека / изд. подгот. В. Г. Борухович ; отв. ред. Я. М.Боровский. – М. : Наука, НИЦ «Ладомир», 1993. – 216 с.
[4] Топоров В. Н. «Слова и вещи»: Об одной «технической» конструкции индоевропейцев, её функциях и названиях / В. Н. Топоров // Исследования по этимологии и семантике. Т. 2. Кн. 1. Индоевропейские языки и индоевропеистика.– М. : Яз. славян. культур, 2006. – С. 318–330. [5] Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / пер. А. И. Корсуна ; ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. – М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963. – 259 с. [6] Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – нач. ХХ вв.) / Г. М. Василевич. – Л. : Наука, 1969. – 304 с.
[7] Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А. Ф. Лосев. – М. : Изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1957. – 620 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий