29 января 2022

О "примордиальности" божественной андрогинности.

Прочитал в статье "OLD EUROPE: SACRED MATRIARCHY OR COMPLEMENTARY OPPOSITION?" by Brian Hayden:

"Она [Мария Гимбутас] утверждает, что главное божество - Великая Богиня - андрогинна и является верховным творческим началом, которое создаёт всю жизнь из себя самой (в отличие от индоевропейской Матери Земли, которая должна быть оплодотворена мужским божеством, чтобы породить жизнь".

(She argues that the principal deity - a Great Goddess - is androgynyous and a supreme creator that fashions all Life from herself (as opposed to the Indo-European Earth Mother that must be fecundated by a masculine deity in order to bring forth life.)

Это, чёрт возьми, переворачивает все мои представления об андрогинизме! Оказывается, божественная андрогинность "примордиальна", а я-то полагал, что она появилась вследствие патриархальной революции... (См.: Как символ Великой Богини стал топором Зевса?)

Кажется, прав не я, а Мария Гимбутас. Тем более, что и гений Дмитрия Мережковского - на её стороне. (См.: Андрогин в матриархальных культах.)

Поразмыслив, я пришёл к выводу, что раз божественный андрогинизм "примордиален", тогда вообще не имеет смысла спор о том, какие изобразительные формы божества появились прежде - мужские или женские. Тут так же трудно сказать что-то определённое, как и в ответе на вопрос: что было раньше - курица или яйцо?  

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий