13 ноября 2022

Ксоаны и ашеры.

Культовая статуэтка из известняка, т.н. ксоан (или ксоанон). Кикладская культура 1900 – 1800 гг. до н. э.

Первоначальные (гомеровского периода) ксоаны представляли собой, по-видимому, грубо обработанный ствол дерева, завершённый еле намеченным изображением головы и черт лица. По словам Павсания, статуи делали из эбенового дерева, кипариса, кедра, дуба, тиса и лотоса (Paus. VIII 17, 2). Известные по многочисленным упоминаниям античных авторов ксоаны не сохранились до наших дней из-за своего уязвимого материала — древесины, подверженной гниению.

Очевидно, ханаанские "ашеры" представляли собой те же ксоаны. Из различных библейских стихов следует, что "ашера" — это изготовленный деревянный объект. Исх. 34:13 и Втор. 7:5 говорят о том, чтобы "срубить Ашерим". В Суд. 6:25 Гедеону говорится, чтобы он срубил Ашеру, которая позади алтаря Ваала (дословно "дерево Ашеры"). В 3 Цар. 15:13 царь Аса лишил свою мать звания царицы за то, что она сделала истукана (миплецет) Ашеры. Аса изрубил миплецет и сжёг его у потока Кедрон. В 3 Цар. 16:33 мы читаем: "Ахав тоже сделал священный столб (Ашеру)". 3 Цар. 18:19 рассказывает о 400 пророках Ашеры, питающихся от стола Иезавели. Если Ашера имеет пророков, то это указывает на существование практик прорицания, подобных тем, которых существовали в прорицалищах Древней Греции (Дельфийский оракул и др.).

François Jouffroy (1806-1882) First secret confidence to Venus. Marble, exhibited at the Salon of 1839. 166х57х44 см. Louvre.

А здесь мы видим ксоанон Нового времени. Но он уже наполовину антропоморфный. Собственно, так же обстояло дело и в Древней Греции. Пористый известняк стал промежуточной ступенью при переходе от дерева к мрамору. Изготовленная из известняка кора архаического периода — "Гера Самосская" — круглая, как столб, с руками плотно прижатыми к телу. И, наверно, вовсе неслучайно, что именно коры, то есть, надгробные памятники, выглядели как ксоаны. По всей видимости они являлись "фокальными точками" связи между миром людей и загробным миром мёртвых. Они представляли собой "щели", через которые мёртвые могли "шептать" живым предсказания и пророчества. Так что, на картинке сверху изображено всё верно, кроме одного: "реципиентом" (лат. recipiens — «получающий») является девушка, а не богиня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий