30 декабря 2022

Третий пол как феномен традиционной культуры.

Представители т. наз. "русского мира" именуют Европу не иначе как "Гейропа" и позиционируют себя борцами за традиционные ценности, от которых, дескать, отступили "гейропейцы". М. Л. Бутовская говорит, что в действительности "гейропейцы" возвратились к традиционному разделению общества на три пола, и поясняет, как всё было на самом деле.

"На значительном промежутке времени от античности до конца XVII века западная (= патриархально-христианская) культурная модель была в сущности однополой. Единственным полноценным полом признавался мужской, а женщина рассматривалась как недоразвитый мужчина. Лишь в XVIII веке стало постепенно формироваться представление о том, что мужчины и женщины — это два разных пола.

С XVIII века и и вплоть до второй трети XX в европейских культурах сохранялось представление о существовании у человека двух полов — мужского и женского. При заполнении большинства анкет нам предлагается оценить свою половую принадлежность, выбрав из двух альтернативных категорий (мужской и женской). Однако в США и ряде европейских стран, равно как и во многих странах Азии и Африки, сегодня мы, скорее всего, услышим иной ответ: три пола. Для европейцев и североамериканцев такой ответ — это признание прав сексуальных меньшинств на полноправное гражданство. Такое право было закреплено законодательно в США и Западной Европе недавно. Для тайцев, филиппинцев, индусов, или индейцев США и Канады — феномен третьего пола полностью согласуется с установками их традиционной культуры.

За третьим полом в традиционных обществах часто бывают закреплены особые социальные роли. Например, гермафродитам в новогвинейском племени самбиа испокон веков отводилась почётная роль шаманов и духовных целителей. В некоторых традиционных обществах к третьему полу причислялись также транссексуалы — мужчины и женщины, предпочитающие вести себя в соответствии с правилами поведения противоположного пола. В индийской культуре третий пол известен под именем хиджра. Хиджра-мужчины носят женские платья и украшения, совмещают в себе мужские и женские роли и считаются священными. У индейцев Великих Равнин считалось допустимым, чтобы мужчины носили женскую одежду, занимались традиционно женскими занятиями, а женщины одевались в мужское платье и занимались мужскими делами (охотились, участвовали в военных кампаниях и даже брали себе в дом жену или несколько жён). Такие лица получали особый социальный статус бердаша. По индейским поверьям, бердаши обладали исключительной мистической силой. Они часто выступали в роли шаманов в священных церемониях и ритуалах".

Любопытно взглянуть под таким углом зрения на исследование В. Розанова "Люди лунного света. Метафизика христианства". В начале XX века Розанов считал, что среди православных монашествующих очень много т. наз. "урнингов", т. е. представителей того же "третьего пола". В настоящее время мы наблюдаем, как дьякон Андрей Кураев в своём блоге разоблачает "геепископов", "а воз и ныне там".

Комментариев нет:

Отправить комментарий