19 января 2023

О культе воина-зверя у арийских правящих сословий.

А. А. Бондаренко в статье "Культ воина-зверя у правящих сословий древних киммерийцев, скифов, сарматов" рассматривает мужские воинские «тайные союзы» (нем. Männerbund). "Согласно историческим реконструкциям, воинами-псами или воинами-волками в Скифии называли отряды молодых воинов, которые вели кочевой образ жизни, отмечались воинственностью и совершали грабительские набеги на соседние народы". Да, скандинавские берсерки, - они же не "с луны свалились"; они унаследовали древние ритуалы оборотничества, которые прежде них практиковали те же киммерийцы, скифы и сарматы. В общем, феномен ликантропии очень тесно связан с арийством и, возможно, само происхождение ариев следует рассматривать в контексте клинической ликантропии. Описано множество случаев этой болезни [1].

А. А. Бондаренко говорит, что у скифов культ волка достиг фазы акме в V в. до н. э., когда на фоне перманентной войны с персами и фракийцами происходило выделение военной аристократии.

"Для архаического периода характерны изображения так называемого «мирного» хищника – животное пребывает в статической позе, с закрытой пастью. С конца VI в. до н. э. хищники изображаются с подчёркнутой агрессивностью. Исследователь генезиса ювелирного искусства Древней Скифии Ю. Полидович отметил, что в этот период на большинстве изображений «хищники воспроизведены с несколько открытой или разинутой пастью, в которой обозначены клыки и зубы, и с лапами с когтями» [Полідович 2009]. Согласно историческим реконструкциям, такие изменения в искусстве отражают социальные и мировоззренческие изменения в скифском мире. В этот период в Скифии стала доминировать воинская культура, эпическое творчество преобразилось в сакральное мировоззрение. Трансформацию мировоззрений населения Скифии отражают изменения в погребальном ритуале. Это явление было детально исследовано на примере захоронений степной Скифии. Могильники V в. до н. э. представлены захоронениями мужчин-воинов, имеющих богатый набор вооружения. Ю. Полидович делает следующие выводы: «Можно утверждать, что погребальный ритуал V в. до н.э. был ориентирован исключительно на прославление героев-воинов и чествование их памяти. (...) Материалы захоронений также свидетельствуют об изломе традиции, что условно можно обозначить как переход от хтоники к героике» [Полідович 2009]. Чрезвычайно важно, что определяющим элементом перехода от архаичной хтоники к поздней воинской героике считается распространение образа волка. В архаичных изображениях преобладают хищники семейства кошачьих, тогда как с конца VI в. до н. э. распространяются изображения волков [Полідович 2009]. В это время «мирный хищник» стал частью ритуала женского культа Великой Богини".

При этом мне вспомнился один представитель военной аристократии из недавнего прошлого.


Довольно любопытно, что главная ставка фюрера (и заодно командный комплекс Верховного командования вооружёнными силами Германии) в Восточной Пруссии называлась «Волчье логово» (нем. Wolfsschanze). 

Ликантропия культивировалась и у других арийских племён. В частности, "культ волка был чрезвычайно распространённым военным обычаем гето-даков. Согласно античному историку Страбону, собственное имя «даки» происходило от более древнего термина «даои» (daoi), что на фригийских диалектах означало «волки». М. Элиаде очертил две основные гипотезы происхождения имени даков, а именно: распространение названия от тотемного обозначения военного сословия (или воинственных дружин молодёжи); ритуальное имя завоевателей, которые сформировали военную аристократию даков. На боевых знамёнах даков было изображение волка [Элиаде 2011]. Отметим, что на военную культуру фракийцев (гето-даков) значительное влияние оказали скифские и сарматские традиции.

На западе круг скифских культур граничил с кельтскими этническими группами. Подобно другим индоевропейским этносам, у воинственных кельтов были широко распространены традиции воинов-зверей. Эпическому герою ирландских саг Кухулину приписывалась способность в порыве безумной ярости уничтожить целое вражеское войско. Как отмечает Г. Казакевич, эпос свидетельствует, «что перед битвой воины пытались довести себя до особого экстатического состояния, которое называлось ferg, «гнев», что по всем признакам было похоже на скандинавскую «ярость берсерка». (...) Как было принято верить, его тело становилось источником «священного жара» [Казакевич 2008: 22]. В античных источниках нередко встречаются описания битв, в которых «бешенные» кельтские воины перед сражением срывали с себя одежду. О. Трубачёв, опираясь на лингвистические исследования, высказал гипотезу значительного проникновения кельтов на Подолье, Галицию, Волынь и Западное Полесье, и, вместе с этим, привнесённые ими военные традиции на эти территории. Согласно этой гипотезе, невры связываются с кельтским племенем нориков (нарцев), которые в ходе кельтской экспансии в Подунавье уже в V в. до н. э. проникли на территорию Полесья [Трубачёв 1991: 40 – 45]. Подтверждением этого является известное упоминание Геродотом культа волка у невров, живших на территории современного Полесья. По свидетельствам историка, зимой, в определённый период, все невры (надо думать, мужская часть племени) на несколько дней превращались в волков. Эти сведения он получил от населения степной части Древней Скифии. «Этих людей (невров) подозревают в том, что они колдуны. Потому скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что один раз в год каждый из невров становится волком на некоторое время, а затем возвращается в прежний облик и снова становится человеком» [Геродот 1993: 210 – 211]. На территории данного региона этнографами фиксировались «колядования в волчьих шкурах», которые традиционно проводились в декабре, в период зимнего солнцестояния [Рыбаков 1981: 581 –587]. Считается, что именно на описания Геродота опирались поздние византийские авторы начала – середины I тыс. н. э., сообщающие о кенокефалиях («κυνοκέφαλοι») – «песиголовцах», «людях-псах»".

И от себя ещё добавлю о существовании древнеславянских племён с характерными "волчьими" именами - лютичи и уличи. Славяне, между прочим, тоже имеют арийские корни, и ничто арийское им не чуждо. 

---------------------------------------------------------------------------

[1] 15 августа 2016 года помощники шерифа округа Мартин, штат Флорида, обнаружили 19-летнего юношу на окровавленном 59-летнем мужчине, который грыз его лицо, поедал куски плоти и издавал рычащие звуки. Офицеры били электрошокером, неоднократно пинали, и в конечном итоге потребовалась помощь полицейской собаки, чтобы усмирить 19-летнего парня. В гараже дома на Юго-Восточном Кокомо-Лейн, к северу от границы округа Палм-Бич, полицейские обнаружили 53-летнюю женщину, избитую, окровавленную и без сознания. В конечном итоге и 59-летний мужчина, и 53-летняя женщина умерли бы от полученных травм. За несколько недель до этого инцидента 19-летний подросток сказал членам семьи, что, по его мнению, он либо наполовину человек, наполовину лошадь, либо наполовину человек, наполовину собака. Клинический психолог доктор Филипп Резник позже оценил 19-летнего подростка как страдающего клинической ликантропией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий