Трагедия (буквально – “песня козлов”, от греческого tragos – козёл и ode - песнь) возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося “сатирами”, одетыми в козлиные шкуры. Этот дифирамб был первоначально восторженной, экстатической песней в честь Диониса. Такие “хоры козлов”, или сатиров, существовали уже в VII в. до н. э. во всей Греции. Это – первый элемент театра, и он является, так сказать, "народным творчеством".
Второй шаг был сделан на Пелопоннесе, тираном города Сикиона Клисфеном, учредившим культ Диониса в своём городе взамен местного аристократического культа героя Адраста. Предполагается, что во время праздников Диониса в Сикионе тоже выступал хор сатиров, но содержание песен не было связано с мифом о Дионисе: они носили насмешливый характер и призваны были осмеивать Адраста и других аристократических героев, культ которых был здесь насильственно вытеснен культом Диониса (1).
Это напоминает антирелигиозные шествия и демонстрации в СССР.
![]() |
Источник картинок |
Интересно, что тираны использовали культ Диониса как "таран" для разрушения древнегреческой аристократии с её культом героев. При этом стоит отметить, что тираны, в борьбе с аристократами, опирались на плебс, «простой народ», и организовали зрелища для народа. (Римский император Нерон здесь был всего лишь эпигоном.)
Когда смотришь на все эти древние величественные сооружения для многотысячных толп, понимаешь, что не ради искусства они сооружались.
![]() |
Театр в Эфесе. датируется III в. до н.э |
Или, вернее, не только для искусства. Но и для "канализации" общественных собраний и контроля общественных мнений, для высмеивания неугодной властям моды и пропаганды официального нарратива.
Е. В. Титова замечает, что во время Пелопонесской войны (431—404 до н. э.) расходы на театральные представления достигали очень больших размеров. В самый разгар войны, после сицилийской катастрофы и олигархического переворота Четырёхсот афиняне истратили на устройство Панафиней огромную сумму в 5 талантов 1000 драхм. Платон пишет о “театрократии”, как о своего рода болезни, охватившей Афинское общество. Это и понятно: у древних греков вместо телевизора был театр. Сюжеты трагедий и комедий поддерживали патриотический дух в гражданах.
---------------------------------------------------------------
(1) Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1969. С. 174.
Комментариев нет:
Отправить комментарий