Трагедия (буквально – “песня козлов”, от греческого tragos – козёл и ode - песнь) возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося “сатирами”, одетыми в козлиные шкуры. Этот дифирамб был первоначально восторженной, экстатической песней в честь Диониса. Такие “хоры козлов”, или сатиров, существовали уже в VII в. до н. э. во всей Греции. Это – первый элемент театра, и он является, так сказать, "народным творчеством".
Второй шаг был сделан на Пелопоннесе, тираном города Сикиона Клисфеном, учредившим культ Диониса в своём городе взамен местного аристократического культа героя Адраста. Предполагается, что во время праздников Диониса в Сикионе тоже выступал хор сатиров, но содержание песен не было связано с мифом о Дионисе: они носили насмешливый характер и призваны были осмеивать Адраста и других аристократических героев, культ которых был здесь насильственно вытеснен культом Диониса (1).
Это напоминает антирелигиозные шествия и демонстрации в СССР.
Источник картинок |
Интересно, что тираны использовали культ Диониса как "таран" для разрушения древнегреческой аристократии с её культом героев. При этом стоит отметить, что тираны, в борьбе с аристократами, опирались на плебс, «простой народ», и организовали зрелища для народа. (Римский император Нерон здесь был всего лишь эпигоном.)
Когда смотришь на все эти древние величественные сооружения для многотысячных толп, понимаешь, что не ради искусства они сооружались.
Театр в Эфесе. датируется III в. до н.э |
Или, вернее, не только для искусства. Но и для "канализации" общественных собраний и контроля общественных мнений, для высмеивания неугодной властям моды и пропаганды официального нарратива.
Е. В. Титова замечает, что во время Пелопонесской войны (431—404 до н. э.) расходы на театральные представления достигали очень больших размеров. В самый разгар войны, после сицилийской катастрофы и олигархического переворота Четырёхсот афиняне истратили на устройство Панафиней огромную сумму в 5 талантов 1000 драхм. Платон пишет о “театрократии”, как о своего рода болезни, охватившей Афинское общество. Это и понятно: у древних греков вместо телевизора был театр. Сюжеты трагедий и комедий поддерживали патриотический дух в гражданах.
---------------------------------------------------------------
(1) Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1969. С. 174.
Комментариев нет:
Отправить комментарий