02 марта 2023

Сельские Дионисии и Ленеи.

Е. В. Титова говорит, что "сельские Дионисии были, очевидно, наиболее древним праздником, восходящим ко временам неолита". Они и по времени проведения (в конце декабря), и по характеру "вольностей" нароминали древнеримские Сатурналии. 

сельских Дионисиях можно судить на основании замечания Демосфена, который, выискивая в биографии Эсхина порочащие того факты, разузнал, что мальчиком его противник “вращался на сонмищах (εν ϑιασουζ) среди пьяных людей” (Demosth. XIX, 199) (Пер. С. И. Радцига). Далее Демосфен подробно описывал непристойности - с точки зрения благовоспитанного афинянина, - которым предавались участники “сонмищ” (Demosth. XIX, 258 - 560). Страбон разъясняет, что таинства, в которых участвовали мать Эсхина и он сам, были посвящены Сабазию и Матери богов (Strabo X, 3, 18)" [1].

Дионис почитался как Лиэй (Lyaeus, laetitiae dator – «освободитель»), избавляющий людей от мирских каждодневных забот и размеренного быта. Поэтому, конечно, определённый элемент "развязности" допускался на сельских Дионисиях. Но до какой степени позволялось "распрягаться"? Что-то мне не верится, чтобы фиас Диониса [2] мог превратиться в гадюшник. Демосфен может что угодно писать про своего оппонента, но я не верю, что мужики, ради одной только выпивки, стали бы "заморачиваться" религиозными обрядами. У нас сейчас пьют без всяких "заморочек". И на троих "соображают", и в одиночку "принимают на грудь", даже не перекрестившись. 

Главным элементом сельских Дионисий были фаллофории. В шествии участвовали как свободные, так и рабы, несущие фаллосы. Надписи упоминают, кроме того, что праздник сопровождался непристойными шутками и распущенными телодвижениями, которые, в основном, совершались женщинами (IG III 1147). Праздник заканчивался шутливыми состязаниями, одним из которых была – “асколия”- кто дольше всех продержится на одной ноге на бурдюке с вином. 

Следом за сельскими Дионисиями, в конце января. в течение нескольких дней праздновались Ленеи. Ленеи - это были праздники замужних женщин, девушки, не прошедшие таинство брака, в нём участия не принимали. По окончании Леней они под предводительством молодых женщин устремлялись по зимним горам Беотии по священной дороге на снежный Парнас. Раз в два года эти празднества справлялись с особенной пышностью. Каждая женщина хотя бы один раз в жизни принимала участие в таком празднестве. На бегу, они сильно хлестали друг друга жёсткими стеблями тростника, которые назывались тирсами и нередко были увенчаны предметом, напоминающим фаллос, - большой сосновой шишкой. Внутри стебля именно такого тростника, нартекса, Прометей спрятал и принёс людям небесный огонь. Забираясь на вершину Парнаса, они стремились к чему-то высокому, вместе с телами поднимали к снежному Парнасу и свои души. Местом завершения праздника, была огромная пещера на высоте 1360 м. А снежная вершина Парнаса, на которую взбирались отдельные группы, достигала и достигает высоты 2457м. Плутарх, в связи с этим, отмечает обморожение у молодых женщин (Plut. De prim. frig. 18, 953d).

Maenad in a fragment of an Attic red figure cup, ca. 480 BC, Louvre Museum

Павсаний рассказывает о таких менадах - "безумных", совершающих воскурение в пещере: “Фиады - это женщины из Аттики, раз в два года отправляющиеся на Парнас и там вместе в женщинами из Дельф совершающие оргии - торжественное служение в честь Диониса" (Paus. X 4, 2 - 4). Буйствующие на Парнасе женщины считались кормилицами осиротевшего, рождённого Зевсом 6 января (sic! в ночь на православное Рождество) божественного ребёнка, который затем в тёмной пещере у них на глазах становится взрослым юношей. В пещере Корикион через десять дней после Леней эти женщины за одну ночь сжигали много стиракты или ладана. Под защитой дыма они отыскивали в корзинке трижды рождённого младенца и наблюдали его быстрый рост. Плутарх пишет, что, кружась в хороводе, фиады будят младенца в корзине (Plut. De Is. et Os. 35).

Как мы видим, Элевинские мистерии совершались в горных пещерах задолго до Элевсина. В Элевсине эти мистерии приобрели театральный характер, а на Парнасе они были "дикими". И, вероятно, такими же "дикими" они были и в пешерах Крита в эпоху неолита. 

Да, и очень интересна связка мистерий с духом свободы: в Элевсинских мистериях тоже имели место быть всякие непристойности. Интересно, не улетучится ли из мистерий самое возвышенное, если преследовать и запрещать самое низменное?

------------------------------------------------------------------------------

[1] Устинова Ю. Б. Частные культовые сообщества у греков (Аттика VI - V вв. до н.э.) // Быт и история в античности. М., 1988.

[2] “Фиасом называется следующая за Дионисом толпа” (Афиней. VIII. 362 E).

Комментариев нет:

Отправить комментарий