М. М. Ковалевский пишет:
"Ha вопрос об образе жизни, наиболее соответствующем воле всевышнего, Агура-Мазда, этот божественный автор законов Авесты, отвечает: благочестивый человек должен жить в построенном его собственными руками просторном доме, в котором помещаются жена (заметъте, одна, a не много), дети и скот. Человек совершенен, говорит в свою очередь свод Ману, только тогда, когда в нём соединяются три существа —он сам, его жена и его сын. Семья, в которой муж довольствуется одной женой, всегда будет счастлива. Еврейский талмуд выражается не менее ясно, так как он прямо запрещает первосвященнику иметъ более одной жены; подобное же запрещение мы находим и в древнейшую эпоху в египетском законодательстве. Β Риме, судя по тексту одного закона Диоклетиана, люди, сыгравшие новую свадьбу при жизни своей жены, объявлялись лишёнными чести (infamia notati sunt in edicto praetoris). Нечего и говорить, что христианство объявявляет себя решительным противником полигамии в каком бы то ни было виде, даже в виде вступления в новый брак после развода с первой женой (евангелие от Матфея, XIX, ст. 8; евангелие от Марка, X, сг. 5)".
И тот же автор верно отмечает наличие полигинии во всех патриархальных обществах. Точнее говоря, полигиния характерна лишь для богатой "верхушки" патриархальных обществ. "Восходя в глубь веков, мы встречаем её в Китае, где только император и принцы имели целые гаремы, тогда как обыкновенные смертные большей частью довольствовались одной женой. Во время моего путешествия по Марокко я бьш.поражён незначительным количеством семейств, в которых существовало многожёнство. Это были большей частью семьи богатых городских купцов, которые держали своих жён взаперти и заставляли их прятать лицо под густым белым покрывалом, в то время как y сельских жителей обычно была только одна жена, которая работала бок ο бок co своим мужем и не имела ни малейшего отпечатка обособленности и нелюдимости горожанок. To же явление констатировал и Буркхардт в своих путешествиях по Аравии. Из ста семей, пo eгo наблюдению, трудно найти даже одну, в которой было бы несколько жён. Β Малой Азии и в Европейской Турции полигамия является уделом городов и более зажиточных классов. Крестьяне же большей частью имеют только одну жену. <...> Итак, можно считать доказанным, что полигамия <...> была распространена в особенности среди богатых и знатных".
Получается, что все богатые и знатные мужики-многожёнцы были безбожниками? Их религиозные авторитеты говорили одно, а они делали другое. Им говорили, что благочестивый человек должен жить с одною женою, а они, нечестивцы, норовили "иметь трёх жён", как султан из известной песни. Выходит, прав был Иисус Христос, когда говорил, что «легче верблюду пройти скозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное». Именно поэтому я всегда критически относился ко всякого рода "благоверным" князьям и царям. Не представляю я себе, чтобы преподобный Василий Блаженный и князь Владимир "Святой", доведись им встретиться в земной жизни, нашли бы общий язык; скорее всего, князь рядом с юродивым и срать не сел бы, не то чтобы сидеть с ним за одним столом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий