01 апреля 2023

Немного о кикладской культуре.

В монографии Ю. В. Андреева "Островные поселения эгейского мира в эпоху бронзы" демонстрируется каменный сосуд с о. Мелос с ячейками, воспроизводящими (жилые?) башни. 

Вполне вероятно — это предположение высказывалось в литературе неоднократно, что первоначально каждая ячейка имела конусовидную «крышу», потом утраченную. Такие «крыши» встречаются на некоторых других кпкладских сосудах примерно того же времени, что и мелосская пиксида.

Любопытно, что этот сосуд имеет некоторое сходство с праном поселения Панорм на о. Наксос.

Повторяя мысль, которая была высказана в своё время Цунтасом, Ренфрью квалифицирует укреплённые поселения на возвышенностях типа Панорма как временные убежища (strongholds), в которых могли укрыться в случае опасности обитатели других открытых поселений, размещавшихся где-то внизу на равнине или же прямо на морском берегу.

С другой стороны, каменный сосуд с о. Мелос напоминает сардинские нураги.

Комплекс нурагов Су-Нуракси-ди-Барумини. Реконструкция.

Хотя это могли быть "общаки" или складские помещения, где хранились запасы зерна, масла, вина. 

Ю. В. Андреев сразу же замечает, что среди архитектурных памятников этой эпохи (между 2700 и 2400/2300 гг. до н. э.) нет ни одной постройки, которую можно было бы с уверенностью отнести к категории зернохранилищ или же культовых сооружений. Круглые, изнутри облицованные камнем ямы для ссыпки зерна, или, как их называют обычно, «кулуры», впервые появляются на Крите спустя почти полтысячелетия после периода акме кикладской культуры. Египетские аналогии, к которым обычно обращаются сторонники версии «зернохранилища», едва ли что-нибудь могут доказать, в особенности если учесть, что маленькие и бедные кикладские общины вряд ли располагали такими запасами зерна, для которых могли бы понадобиться большие житницы египетского типа. Для хранения хлеба и других продуктов им, судя по всему, вполне хватало обычных пифосов или же небольших ссыпных ям, устраивавшихся прямо в домах.

А вот с последним утверждением можно и поспорить. Откуда же взялось бы храмовое хозяйство, процветавшее в эпоху бронзы на всём Ближнем Востоке, если бы все хранили пифосы у себя дома? В том-то и дело, что для общинного хозяйства вовсе не характерна частная собственность.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий