В продолжение вчерашней записи про божественную "амбивалентность" — стихотворение Арсения Тарковского на ту же тему:
Пляшет перед звёздами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.
Плачет птица об одном крыле,
Плачет погорелец на золе,
Плачет мать над люлькою пустой,
Плачет крепкий камень под пятой.
Слова "пляшет" и "плачет" звучат почти одинаково, но они различаются как "день" и "ночь", как "жизнь" и "смерть", как "добро" и "зло".
Гений Тарковского подметил двоичный код Вселенной — "пляшет"-"плачет".
А другой русский гений, гений В. В. Розанова, увидел ту же Двоицу в Божестве. Василий Розанов пишет: "Первая строчка книги Бытия: "В начале сотворил Бог" (евр. "бара Элохим") имеет сказуемое ("бара") в единственном числе, а подлежащее ("Элохим") - к преткновению всех богословов - не в единственном, а во множественном числе (ед. число - "Эллоах"; ср. арабское - "Аллах"). Загадкою филологическою разрешается загадка метафизическая: "бара Элохим", очевидно, нужно перевести "сотворила Чета" (мистическая "Двоица" Пифагора), "сотворила супружеская Чета Отца и Матери" (подробнее см.: Женское начало в Божестве (1)).
Отдельный интерес для меня представляет строка "Пляшет перед скинией Давид".
Ведь пляска, как хлыстовское радение, повергала танцующего в исступление. Такого рода экстатические пляски происходили в архаических святилищах, эпицентром которых являлось священное дерево, а гипоцентром — гробница с останками покойника. То есть танцы являлись составной частью некромантии, практики общения с душами умерших людей.
Я не утверждаю, что Давид плясал именно с этой целью, я всего лишь говорю, что такая практика имела место быть в Ханаане, о чём свидетельствует хотя бы колдунья из Аэндора (Эйн-Дор), вызвавшая по просьбе царя Саула накануне решающей битвы дух покойного пророка Самуила для предсказания судьбы. О том же говорят и археологические артефакты типа нижеследующего.
Терракотовая композиция с танцем вокруг дерева из Кипра, датируемая 1000 до н.э. |
Конечно, современные танцы полностью лишены ритуальной составляющей, да и исполняются они от силы пять минут, а не многие часы подряд, как это было раньше в ритуальном исполнении.
В общем, танцы тоже "амбивалентны": на поверхности они представляют собой элемент брачных игр (как у птиц, например), а копни чуть поглубже — и вот уже шабаш и "чёрт знает что".
Джозеф Бартоломью Кидд. Шабаш ведьм. 1911 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий