По сообщению С. Петрова, "еврейское слово kəruḇ (множественное число которого kəruḇim послужило основой для русского слова «херувим») заимствовано из аккадского языка, в котором kāribum/kurībum (производное от глагола karābum «молиться») означает особого духа-хранителя. Собственная же иудейская традиция представляла керувов крылатыми львами, как правило, с человеческими головами, т. е. сфинксами.
Изображение керува на троне правителя Мегиддо (XIII в. до н. э.)
|
В памятниках изобразительного искусства Ханаана и текстах ЕБ керувы обычно выполняют функции стражей священного дерева или престола царя или божества. После изгнания Адама из божьего сада Яхве «поставил на востоке у сада Эдена керувов…, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3, 24). Из столицы Израильского царства Самарии происходят несколько резных изображений из слоновой кости, представляющих керувов в виде крылатых сфинксов с египетской двойной короной на голове, охраняющих священное дерево.
Резная слоновая кость из Самарии с изображением керува у священного дерева (VIII в. до н. э.) |
Согласно традиции, в Иерусалимском «храме Соломона» керувы также были изображены рядом со священными деревьями (3 Цар. 6, 29–35).
Изображение керува на троне тирского царя Ахирама (XI в. до н. э.)
|
В т. наз. «хвалебной песни Давида за избавление от врагов» упоминается керув, на которого садится верхом «бог Израилев»: «Сел на керува и полетел, и понёсся на крыльях ветра» (2 Цар. 22, 11; то же: Пс. 17, 11).
В древнейших изображениях керувов из Ханаана (резная пластина из Мегиддо XIII в. до н. э., саркофаг царя Ахирама Библского XI в. до н. э.) они представлены обрамляющими царский престол. Согласно жреческому источнику, два выкованных из золота керува стояли лицом друг к другу на крышке «ковчега завета», покрывая её своими крыльями; из пространства между этими керувами Яхве разговаривал с Моисеем (Исх. 25, 18–22). Отсюда возникло устойчивое обозначение «ковчег завета Яхве Воинств, сидящего на керувах (yošeḇ hakkəruḇim)», используемое в рассказе о святилище в Силоме (1 Цар. 4, 4), в рассказе о переносе ковчега из Ваала Иудина в Иерусалим (2 Цар. 6, 2) и т. д. Жреческий автор утверждает, что изображения керувов были также вытканы на покрывалах «скинии завета» (Исх. 26, 1, 31; 36, 8, 35). Согласно девтерономическому историку, в святая святых Иерусалимского храма находились два огромных керува высотой десять локтей (ок. 5 м) каждый. Они были вырезаны из дерева и покрыты золотом. Их внешние крылья простирались к стенам храма, а внутренние соединялись, образуя престол, на котором восседал Яхве (3 Цар. 6, 23–28). Свою молитву в храме «перед лицом Яхве» иудейский царь Езекия начинает словами: «Яхве Воинств, бог Израилев, сидящий на керувах!» (Ис. 37, 16)".
Ханаанские и иудейские керувы напоминают мне крито-минойских грифонов, которых, с одной стороны, можно видеть рядом с изображением Богини, а, с другой стороны, они же присутствуют по обе стороны от т. наз. "трона Миноса" в Кноссе.
На Крите мы имеем более архаичный вариант изображения, с головой птицы вместо головы женщины. Но это полностью соответствует иконографической эволюции (или инволюции?) в Средиземноморье. Как правило, древнейшие изображения богинь либо безликие, либо с птичьей головой.
Как мы знаем, грифоны связаны с потусторонним миром; они часто изображаются на гробницах.
Грифоны на ликийском саркофаге Сидона, 430-420 гг. до н.э. |
Вместе с тем, грифоны (и львы - тоже) являются символами власти. Как сочетаются смерть и власть, - я пока объяснить не могу. Я лишь констатирую факт.
Нахождение керувов возле священных деревьев подтверждает их связь со смертью, так как в древности покойников хоронили под корнями деревьев, и я недавно касался этой темы.
Ну, а что касается львов и других крупных хищников семейства кошачьих, то об их связи со смертью не надо рассказывать, - она и так видна.
С. Петров говорит, что якобы керувы в святая святых допленного иудейского храма были изображены совокупляющимися. Но, я полагаю, здесь мы имеем дело с кривотолками.
На древних изображениях очень часто можно видеть сцену терзания грифоном своей жертвы.
Грифон, пожирающий оленя. Скифская культура. |
Иногда можно видеть и человека в качестве жертвы грифона.
Тут, если не знать, что человек под грифоном умирает, всякое можно подумать.
Здесь следует ещё заметить, что грифоны, как правило, изображались в парах. Впрочем, как и львы (или леопарды), например, в Чатал-Хююке или в гробницах этрусков. Здесь тоже непонятки, но, скорее всего, идея та же, что и в современных околоправославных поверьях, согласно которым на правом плече у человека сидит ангел, а на левом - бес, и когда человек умирает, между ними происходит борьба за его душу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий