04 июля 2023

Ты отвези меня туда, где будут рады мне всегда.

«... Вскоре дойдёшь ты до реки мёртвых, над которой начальником поставлен Харон, тут же требующий пошлины и тогда перевозящий путников на другой берег в утлом челне. Значит, и среди умерших процветает корыстолюбие: даже такой бог, как Харон, сборщик податей у Дита, ничего не делает даром, и умирающий бедняк должен запастись деньгами на дорогу, потому что, если нет у него случайно в наличии меди, никто не позволит ему испустить дух. Грязному этому старику ты и дашь в уплату за перевоз один из медяков, которые будут у тебя с собою, но так, чтобы он сам, своей рукой, вынул его у тебя изо рта (Huic squalido seni dabis nauli nomine de stipibus quas feres alteram, sic tamen ut ipse sua manu de tuo sumat ore)» (Апулей. Метаморфозы. VI, 17-18: перевод М. Кузмина).

John Roddam Spencer Stanhope. Charon and Psyche.

Charon and Psyche (detail)

Тут нужно понимать, для чего Харону нужна монета. Уплата за перевоз души — это весьма поверхностное объяснение. Харону вовсе не требуются наши медяки, так как они не имеют никакой ценности для него; там же, на том свете, нет супермаркетов, где продаётся пиво.

Как правило, на древних монетах чеканилось изображение священного символа того места, где жил человек прежде своей смерти. Вот, например, тетрадрахма Эфеса.

Tetradrachm of Ephesos, 390–325 bc

 А это
— афинская тетрадрахма.

Αthens tetradrachm, 480 BC.

То есть, монета во рту умершего/умершей являлась своего рода "паролем". "Я родом из Эфеса, я — поклонник/поклонница Артемиды Эфесской. Перевези меня туда, где такие же души, как я". Или: "Я родом из Афин, и я поклонница Афины. Перевези меня в общество детей Афины". Так как покойник сказать ничего не может, за него говорила монета во рту. 

Вспоминая архетипы Карла Юнга, нельзя не заметить сходство изображений на монетах с этими самыми архетипами. И надо ещё отметить, что архетипы живут вечно. Об этом говорил ещё Платон: «Архетипы - вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется всё множество реальных вещей». Из этого следует, что индивидуальное человеческое сознание настолько бессмертно, насколько оно архетипично. 

А что же мне положить в рот при смерти? У меня нет древних монет... Положите мне под язык флешку с копиями моих записей в этом блоге.      

Комментариев нет:

Отправить комментарий