04 июля 2023

Теология отчаяния.

Когда человек полностью разочарован в людях, разочарован в современной эрзац-культуре, разочарован в мировой политике и ни во что не верит, ему в голову может прийти то, о чём написал hyperboreus в "Единственно верная теология".

"Почему Бог сотворил Мир? Вот этот вот: грязный, больной, бессмысленный? Уж конечно, не от избытка мудрости, благости или любви, не по разумным причинам и не по божественному Провидению. Всё это сказочки для глупых детишек, не выдерживающие никакой критики. Так почему же?

В каббале есть концепция цимцум: Бог, заполняющий собой всё бытие, вдруг почему-то съёживается, отступает сам от себя, высвобождая некоторое количество места — там возникает Мир. Но что же побуждает Его так поступить и почему Ему буквально приходится пятиться от собственного же порождения? Не по-божески как-то...

А вот почему. Творение есть непроизвольная реакция Бога, чистая "физиология" (пусть и в кавычках). За долгие эоны своего одинокого умозрительного существования Бог многое продумал и насочинял — а как иначе? Что-то было удачное, что-то, разумеется, не очень. Может быть, даже откровенный шлак. А куда свои шлаки девает любой порядочный организм? Ясное дело, из себя исторгает. Выблёвывает.


Мир — это рвота Бога. Его самые неудачные, "грязные" мысли и идеи, которые, будучи исторгнутыми, лишёнными Божественного огня, тут же деградируют, превращаются в вещи и материальные объекты. Конечно, Бог не хочет касаться этой гадости, испуганно и поспешно отступает, оставляя ей толику места, закукливая шлак во вселенское яйцо. Сколько таких "яиц" в бесконечном бытии — не знает даже Бог, ибо зачем Ему познавать собственную же рвоту?

Понятно, что даже отходы Бога — штука потенциально богатая, тут сразу же начинается какая-то эволюция, самозарождаются, как аристотелевы мухи в грязи, разумные существа. Вот им и познавать свою мусорку, здесь и копошиться до скончания дней. Можно даже помечтать о том, чтобы наладить контакт с представителями других мусорок — будет что обсудить холодными зимними вечерами. Но не более.

А Бог? Нет, Он ушёл отсюда навсегда, как уходит сука с того места, где околел её щенок. Здесь для Него — нечистая, осквернённая яма, табу навсегда. Только так и можно мыслить себе Бога — брезгливо пятящегося от ползущей на него нечистоты, не желающего иметь с ней и её порождениями ничего общего, неспособного даже уничтожить её — ведь уничтожить значит снова в каком-то смысле вместить её в себя. Вот вам единственно верное и непротиворечивое учение о Боге и Его "Творении", новая теология
".

Фердинанд Ходлер. Заблудшие души.

Попробую я немного поработать "адвокатом Бога" и написать своего рода Апологию творения. 

Да, мир, в котором мы живём, действительно грязный, больной и бессмысленный. Во Вселенной никакого смысла нет, - с этим я согласен. Но далее необходимо провести разграничение-разделение между Человеком и Вселенной. Если Вселенной всё "по барабану", если во Вселенной царит энтропия, причём мера неупорядоченности и хаоса только нарастает, то Человек является борцом с энтропией; несмотря на то, что всё на свете портится, ломается, стареет и ржавеет, человек всё время занимается ремонтом и восстановлением испорченного. Если брать по большому счёту, то Человек является единственным борцом со смертью во Вселенной. Всё стремится к распаду, разложению и смерти, а Человек стремится "увековечить" себя и труды свои. И здесь, на этом поприще, перед Человеком открываются необозримые горизонты познания и перспективы развития. Может быть, в конечном итоге, Человек одолеет хаос и смерть, что, как вы сами понимаете, равнозначно переходу Человека в божественный статус. 

А теперь представим себе вариант, при котором этот мир был бы совершенным, как Эдемский сад, и в нём не было бы ни грязи, ни болезней, ни преступлений, ни гниения и разложения, ни смерти. Возникает вопрос: что стал бы делать Человек в таком мире? В совершенном мире нет самого стремления к совершенству, к добру, к святости (для святости характерно отталкивание от нечистоты, стремление выбраться из "говна"). Однако возможен путь деградации; разрушая и ломая совершенный мир, человек может почувствовать себя героем, стоящим на обломках идеального мироздания. Именно так и поступают некоторые подростки, буквально "выламываясь" из тепличных условий, созданных их родителями. Они собственными руками уничтожают семейную идиллию, созданную их родителями, ибо у них нет никакой возможности развития в родительском "раю"; всё для них и за них уже сделано, и они не могут проявить себя как личности; они хотели бы, как Геракл, чистить Авгиевы конюшни и почувствовать себя героями в борьбе с хаосом, но в родительском доме — ни соринки, ни пылинки. И вот, они, бывает, совершают побег из "рая". Для некоторых из них всё кончается трагически.

В общем, я веду к тому, что этот мир и должен быть грязным, больным и бессмысленным, для того чтобы человек стремился к чистоте (=святости), бессмертию и занимался поисками смысла. 

И не надо "катить бочку" на Бога; Бог всё правильно сделал; Он посадил семена в унавоженную землю и дал им источник Света, дабы ростки тянулись от "говна" к Солнцу.     

Комментариев нет:

Отправить комментарий