С. Петров верно подметил соответствие иудейского обрезания с жертвой первородного. Обрезание совершается на восьмой день, как и жертвоприношение по закону о первородных: «Первенца из сынов твоих отдавай мне; то же делай с волом твоим и с овцою твоею. Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их мне» (Исх. 22, 29–30).
Однако С. Петров совершенно неверно толкует это соответствие. Он полагает его доказательством человеческих жертвоприношений у древних иудеев, будто они приносили каждого первенца в жертву Яхве.
Ничего подобного! Возьмём, для сравнения, христианский обряд водного крещения, который является аналогом иудейского обрезания. Здесь тоже речь идёт о смерти, но ещё ни одного младенца не утопили в крестильне-баптистерии.
Читаем, что о крещении говорит ап. Павел: "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…" (Рим.6:2-8).
Теперь читаем Википедию: "Афтершо́к (англ. aftershock), или повторный толчок, — толчок, происходящий после основного и меньший по сравнению с ним. Сильные землетрясения всегда сопровождаются многочисленными повторными толчками. Их количество и магнитуда со временем уменьшаются, а продолжительность проявления может длиться месяцами" (Источник).
Так вот, и иудейское обрезание, и христианское водное крещение являются своего рода "афтершоками" инициаций в архаических обществах. Основным смыслом инициатических обрядов является приведение неофита на встречу с духами предков. Такая встреча может состояться лишь на границе двух миров; поэтому разными средствами стараются, чтобы неофит одною ногою оказался на том свете. Правильно проведённая инициация ничем не отличается от шаманского посвящения; как и шаман, неофит вступает в связь с духами и рождается заново, в качестве нового, духовного человека, со сверхъестественными способностями.
В иудействе и христианстве тоже идёт речь о "новом рождении", соответственно, после обрезания или водного крещения. Но, увы, это чистой воды профанация. Если ап. Павел говорил о себе "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал.2:16), то никто из крещаемых младенцев сказать этого не может. То есть, здесь мы имеем "пепел" от когда-то горевшего костра, но ни ни пламени, ни огня мы уже не имеем.
Обряд обрезания когда-то являлся последней, заключительной фазой инициации, причём не самой существенной. В христианстве водное крещение также следует за крещением Духом Святым. В Деяниях Апостолов описывается, как сначала Дух Святой "сошёл" на апостолов (см.: Крещение апостолов "духом и огнём" (Пятидесятница). Начало христианской Церкви), а потом они уже стали совершать водное крещение.
Но человек всегда ищет лёгких путей. Например, ныне православные верующие совершают паломнические поездки к святым местам в комфортабельных автобусах, а мусульмане летают в Мекку на самолётах. И те, и другие совершенно упускают из виду, что сам смысл паломничества заключается в том, чтобы своими собственными ножками, как это делал, например, Григорий Распутин, ходить по святым местам, иной раз совершая путь в несколько тысяч километров. Все чудеса совершаются именно на многотрудном пути к святыне. А без трудов не бывает чудес.
Григорий Распутин. |
Как говорил мой покойный отец (Царство ему Небесное), "просто так ничего не бывает; просто так даже чирей на жопе не вылезет; её прежде застудить надо".
Как раз в тему — "Прогулки по воде".
Комментариев нет:
Отправить комментарий