07 июля 2023

О помазании на царство.

С. Петров говорит, что "обряд помазания был, по всей видимости, заимствован евреями у индоевропейских хеттов. <...> Один из отрывков, происходящий из сборника указаний для хеттских военачальников, гласит: «Кого бы царь […] на царство ни помазал (A-NALUGAL-TIM iš-ki-iz-zi), вы […] (должны) признать его» (СТН 251).

Глагол «помазывать» (mašaḥ) употребляется в Еврейской Библии 69 раз. Чаще всего он применяется к поставляемым на царство правителям, напр.: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (т. е. Саула), и поцеловал его и сказал: вот, Яхве помазал тебя (məšaḥaḵa) в правителя наследия своего» (1 Цар. 10, 1). Помимо Саула, говорится о помазании царями Иудеи Давида (1 Цар. 16, 13), Соломона (3 Цар. 1, 39), Иоаса (4 Цар. 11, 12) и Иоахаза (4 Цар. 23, 30). Пророк Илия помазывает Азаила царём над Сирией и Ииуя царём над Израилем, а Елисея — пророком (3 Цар. 19, 15–16). Помазание также обязательно для жрецов Яхве (Лев. 16, 32 и др.), первыми из которых становятся Аарон и его сыновья (Исх. 28, 41).

Существительное «помазанник» (məšiaḥ) используется в Еврейской Библии 39 раз. Оно всегда применяется к царю. «Помазанником» в целом называется царь из дома Давида (Пс. 2, 2; 17, 51; 19, 7 и др.), Саул (1 Цар. 24, 7 и др.), Давид (2 Цар. 19, 21 и др.), Соломон (2 Пар. 6, 42) и Седекия (Плач. 4, 20)".

Елей — это оливковое масло. Откуда взялся этот странный обычай поливать маслом головы царей и жрецов?

Мы помним, как Иаков "взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его столпом (maṣṣeḇa), и возлил елей на верх его" (Быт. 28, 18).

То есть, маслом поливали не только головы царей, но и навершия столпов, каменные болванчики-истуканчики. А поскольку цари и государства появились сравнительно поздно, надо полагать, что возлияние елея на столпы предшествовало обряду помазания на царство. 

У древних евреев елей, наряду с овнами и хлебными приношениями, приносился в жертву. В христианстве елей, как жертвоприношение Богу, стали сжигать в лампадах перед иконами. Как жертвоприношение соотносится с помазанием на царство? 

С Иисусом Христом, кажется, всё понятно. "Когда был Он в Вифании, в доме Симона прокажённого, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё. Но Иисус сказал: оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Моё к погребению". 

Значит ли это, что Самуил готовил Саула к погребению, вылив ему на голову сосуд с елеем? Сомневаюсь я, однако. Тут, в помазании на царство, идея совсем иная. Как говорит Википедия, "монарх (император, царь, король) помазывается миром или елеем с целью преподания ему даров Святого Духа, нужных для управления страной". Но если взять миропомазанного царя Николая II, то очевидно, что эта идея не сработала. Никакой особой мудростью и никакими дарами Святого Духа он не обладал. Если б он был мудрым, то не дал бы втянуть Россию в бойню мировой войны. Если б он был умным, он не "якшался" бы с Керенским.

Керенский кормит голубей.

Если б он обладал дарами Святого Духа, он не написал бы такую глупость:

Я полагаю, что первоначально камни сами мироточили, как, например, иконы. 

Как видно из статьи "Мироточащие иконы: что говорит наука?", наука мычит что-то непонятное и нечленораздельное. "Мы считаем, что по большому счёту эта проблематика выходит за границы науки". Хм, а на кой хрен тогда нужны учёные, если они не берутся объяснить, как, откуда, из каких источников появляется физическое вещество, которое можно взвесить на весах?

Мироточащая икона Пантелеймона Целителя из г. Клина

Ну так вот, я полагаю, что в древности менгиры, гермы и столпы-"высоты" мироточили. По крайней мере, некоторые из них. 

Если у соседа герма мироточит, то я могу полить елеем свою герму, как будто она тоже мироточит. 

Если мироточение столпа признавалось как свидетельство святости и особой духовной благодати похороненного под столпом человека, то можно понять и стремление "узурпировать" эту благодать, присвоить её в качестве царской регалии. Отсюда — обряд помазания на царство. Беда лишь в том, что духовность в принципе невозможно "узурпировать". Поэтому царям оставалось довольствоваться лишь суррогатными подделками. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий