С. Петров говорит, что на территории Иудейского царства найдены сотни глиняных фигурок божеств, которые датируются кон. VIII — нач. VI в. до н. э.
"Фигурки из обожжённой глины высотой 10–20 см изображают женщину с выполненным в виде конуса телом, которая чаще всего поддерживает руками свои утрированные груди. Имеются два типа таких фигурок, встречающиеся примерно с одинаковой частотой. У одного типа голова отливалась отдельно в специальной форме, а потом крепилась к телу при помощи штыря, у другого голова лепилась вместе с телом, после чего глаза и нос грубо обозначались при помощи щипка пальцами, что придавало изображениям второго типа «птичий» облик. После обжига фигурки белились, а потом раскрашивались яркими цветами (чёрным, красным, жёлтым, коричневым). Судя по всему, они массово производились в гончарных мастерских.
К настоящему времени обнаружено более тысячи подобных фигурок, и их количество постоянно растёт. Более 95 % всех находок происходят с территории Иудейского царства, из чего можно заключить, что они представляли собой характерно иудейский религиозный феномен. Женские фигурки были распространены во всех областях Иудеи кон. VIII — нач. VI в. до н. э. Примерно половина из них найдена в Иерусалиме, в т. ч. в непосредственной близости от Храмовой горы и в Городе Давида, откуда происходят лучшие образцы подобных изделий. Анализ найденных в Иерусалиме фигурок показал, что они были сделаны из местной иерусалимской глины.
Женские фигурки находят, в основном, в частных домах и могилах, в т. ч. 11 из них были обнаружены на территории дворца иудейских царей в Рамат-Рахели. Примерно половина находок приходится на частные дома, обычно по одной на дом. В Тель-Бейт-Мирсиме они были найдены почти в половине раскопанных частных домов. Судя по археологическим данным, такие фигурки женского божества в кон. VIII — нач. VI в. до н. э. имелись если не в каждом иудейском доме, то во всяком случае в большинстве из них".
С. Петров полагает, что эти фигурки изображают Ашеру.
Рафаэль Патай тоже считает, что "это маленькие глиняные воспроизведения больших деревянных столбов Ашеры, которые вбивались в землю" (Источник).
Однако, "меня терзают смутные сомненья"...
Тот же Рафаэль Патай называет эти фигурки "терафимами".
Открываем Википедию и читаем: "Терафим (ивр. תְּרָפִים trafím) — в Древнем Израиле название родовых антропоморфных идолов, почитавшихся домашними божествами (аналог пенатов)".
Как может быть богиня Ашера родовым антропоморфным идолом? Богиня — понятие над-родовое, а здесь мы имеем дело именно с родовыми духами.
Если эти фигурки находят, в основном, в частных домах, то они были, в своё время, идолами домовых духов. А идолы богини Ашеры ставили на "высотах", в святилищах.
Миниатюрный размер фигурок позволяет провести параллель с "венерами", многие из которых также имеют гипертрофированные груди.
В общем, я склоняюсь к версии, что это терафимы, идолы домашнего культа предков. Скорее всего, эти идолы использовались в женских обрядах некромантии, которая означает искусство предсказания с помощью вызова духов умерших людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий