01 августа 2023

О красном цвете традиционного свадебного платья.

Ричард Б. Онианс говорит, что в древности "голову покрывали скорее всего из уважения к обитавшему в ней гению. Отсюда возник и брачный ритуал, в котором вуаль играет столь важную роль". 

Свадьба в Рибново. Невеста откроет глаза только через несколько часов после слов муллы.

У древних римлян, - продолжает Р. Онианс, - "вуаль была огненного цвета и называлась flammeum (Cat. LXI 114 сл.). <...> Женщины надевали flammeum также при совершении жертвоприношения (Non. 541, 28)". 

Профессор совершенно справедливо толкует, что "этот оттенок выбран не для того, чтобы скрыть краску стыда, как часто предполагалось". Здесь я с ним согласен. Однако у меня возникают сомнения относительно его дальнейших объяснений. Р. Онианс полагает, что вуаль огненного цвета одевалась на голову, чтобы скрыть юнону (женский вариант гения). "Вуаль заслоняла порождающий дух, чья власть проявлялась в обряде бракосочетания", - пишет он. Совершенно неудовлетворительное объяснение.

Известно, что на Руси невесты выходили замуж в красном платье. На вопрос - почему в красном? - следует стандартный ответ: у русских «красный» — синоним слова «красивый». Хм, а как же китайцы? Неужели и на китайском языке «красный» = «красивый»

Китайская невеста, одетая в чонсам с хонгайтоу, закрывающим лицо для свадебной церемонии.

Чтобы верно истолковать красный цвет подвенечного платья, необходимо вспомнить, что, во-первых, красной охрой посыпали покойничков, то есть этот цвет напрямую ещё в палеолите связан с погребальными обрядами. Во-вторых, уже ближе к нашему времени, красный цвет – это цвет, в который выкрашены одеяния архаических кор.

Как сообщает Википедия, кора — это женский эквивалент куроса, а куросы ставились на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение. К примеру, один из известных куросов служил надгробием Кроисосу (Kroisos), афинскому солдату, и на постаменте его написано: «Остановись и погорюй перед памятным камнем Кроисоса, теперь покойного».

И здесь мы вспоминаем слова А. С. Пушкина: «Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный». Про то, как невесты накануне брачной церемонии обливались слезами и чуть ли не впадали в истерику, написано очень много, и я повторять не стану. Просто отмечу, что погребально-похоронный красный цвет как нельзя лучше соответствовал настроениям невесты, которая проводила последнюю ночь в родительском доме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий