Ричард Б. Онианс говорит, что "в первую очередь гений - это способность к наслаждению. «Тот, кто следует этому инстинкту, indulget genio (потакает гению)».
Ну, для человека разумного это не есть хорошо — следовать, по сути, животному инстинкту. Куда может завести такое "потакание гению", показывает пример Андрея Чикатило. Или пример императора Калигулы.
"У Виссова гений оказывается «божественным воплощением порождающего принципа, действующего в человеке и пекущегося о продолжении рода. Сам корень слова genius (ср. gigno, genus) и связь с lectus genialis (брачным ложем) указывают, что гений отвечал за порождение", - пишет Ричард Б. Онианс. Всё верно: гений — гены — генеалогия... Кажется, гений связан с породой, породистостью. Но тогда и у породистой собаки должен быть свой собачий гений. На счёт собак Р. Онианс ничего не говорит, однако, судя по всему, людей без гения не бывает. "Тот факт, что в семье почитался гений отца семейства, не исключает наличия гениев у других членов рода. Естественно, что гений отца пользовался особым почётом, но самые ранние данные свидетельствуют, что личный гений был даже у раба (ср. Plaut. Pers. 263)".
Р. Онианс говорит, что древние греки считали, будто мысли родятся где-то в груди человека. Гераклит Эфесский учил, что человек получает логос с дыханием. Разум представлялся как нечто парообразное, воздушное. Соответственно, «боги не дают разума (vouç) флейтисту, потому что когда он дует, разум улетает» (Carm. Pop. 4).
Если эпицентром разума считалась грудная клетка, то гений, как представлялось, пребывал в голове. Дело в том, что древние греки полагали, будто в черепной коробке генеририруется сперма [1], которая затем по позвоночнику опускается вниз, в тестикулы, которые являются своего рода "камерами хранения" мозговой жидкости. Тогда понятно, почему гений отвечает за порождение...
У нас давно уже стёрлось различие между разумом-сознанием, находящимся в груди (animus), и genius, порождающей душой-жизнью, идентифицировавшейся преимущественно с головой (и костным мозгом). А древние греки и римляне ещё различали сознание и душу. По представлениям древних германцев, сознательное «Я» также размещалось в груди, а душа, переживающая смерть, — в голове.
Душа подобна поплавку: в ней есть как человеческое, так и нечеловеческое измерения. Когда древнеримская невеста покрывала вуалью своё лицо, она, по мнению Р. Онианса, стыдливо прятала «бессознательное», которое у человека обще с животным миром.
И далее Р. Онианс говорит, что гений человека не только роднит его с животными, но и с богами. Ибо именно гений (у женщин — юнона) является той "фокальной точкой", через которую человек может быть одержим божествами. "В безумии и кратковременном исступлении, приступе ярости, когда голова «воспламеняется», обычное рациональное сознание, сосредоточенное в груди, утрачивает контроль (ср. «выйти из себя»). Человек словно «одержим» каким-то иным духом, могущественным и не имеющим отношения к нормальному сознанию, духом, сосредоточенным в голове, в мозгу — т.е. гением.
В общем, насколько я понимаю, проявление гения состоит в том, что человек оказывается как бы подхваченным какой-то неведомой силой ебической, абсолютно индифферентной в морально-этическом аспекте. "По-видимому, гений воспринимался [греками] примерно так же, как в двадцатом веке воздействующее на жизнь и поступки человека независимо или даже вопреки его сознанию", - пишет Р. Онианс. Существовало большое различие между человеком с мощным и благоволящим ему гением и тем, чей гений слаб или враждебен. Более того, к иным людям их гении относились благосклонно, а к другим враждебно. На ум сразу приходит "бесноватый" фюрер А. Гитлер. Но, по-видимому, и средневековых германских берсерков можно считать людьми с мощным гением.
Р. Онианс приводит странные стихи «Энеиды»: Турн рвётся в бой, «его побуждают фурии, и со всего лица горящего юноши сыплют искры, его яростные глаза излучают пламя» (XII 101 сл; а в седьмой песне ещё яростней пылает Химера на его голове (787 сл.). В «Похищении Быка из Куальнге» мы находим поразительное описание Кухулина в приступе ярости, близко напоминающее изображение Турна у Вергилия. В такую минуту волосы подымались дыбом у него на голове, и «можно было поклясться, что на кончике каждого волоса горит искра огня» («Похищение Быка из Куальнге» с. 48 сл. Dunn). Айлиль предупреждает, что никто не пробьётся и не пройдёт мимо Кухулина: «Ты не пройдёшь мимо него силой теперь, когда поднялось пламя его доблести». Гомеровское описание пламени вокруг головы Ахилла (И. XVIII 207 сл.) может быть рудиментом того же представления (ср. Od. XVIII 353).
Довольно любопытно, что римский император Октавиан Август, при котором был установлен государственный культ гения императора, был отчасти похож на Турна и Кухулина. "По словам Плутарха, предсказатель предупреждал Антония, что счастье Октавиана затмевает его счастье, его даймон (= гений) боится гения Октавиана — и в самом деле, Антоний проигрывал Октавиану в любом состязании, даже при жеребьёвке (Ant. 33)".
Бывает такое, что человека словно "несёт" по жизни. Доктор Фауст вступил в сделку с дьяволом, чтобы ощутить этот "драйв", когда у тебя всё получается и всё удаётся. Любовная страсть также создаёт иллюзию полёта; эта сладость полёта смакуется в бесчисленных песенках на радио, ТВ и YouTube. Но эта страсть не так безобидна, как кажется на первый взгляд. "Юноша, обезумев от любви и тревоги, восклицает: «Любовь раздула пожар в моей груди и в моём сердце. Если б не мешали этому слёзы в моих глазах, голова бы уже тоже загорелась (ardeat)» (Merc. 590 сл.)". Тут уже заметны искры и фурии Турна. Как говорится, от любви до ненависти — один шаг. А потом — "убийство в состоянии аффекта". В точно таком же состоянии берсерки рубили, "закатив глаза", чужих и своих. Находясь под влиянием неведомой силы ебической.
Поклонение умершему императору, «божественному Августу» (divus Augustus), было поклонением его гению. Но, как мы видим, на самом-то деле, это было поклонением какой-то неведомой силе. И кажется не таким уж удивительным совпадением, что именно при Августе культ Приапа распространился по всей Римской империи. Интересная тема для исследования — поиск связей между культом Приапа и культом гения императора. Есть такое вульгарное выражение: "держать шишку на районе". Оно поразительным образом совпадает и со статуями Приапа,
и с представлениями о сильном даймоне/гении императора. Наверно поэтому гений считался связанным с порождающим принципом.
--------------------------------------------------------------------------
[1] Миф о рождении ребёнка из головы Зевса объясняется поверьем, согласно которому в голове содержится семя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий