18 октября 2023

О реципрокности в традиционных обществах.

Маршалл Салинз в своей "Экономике каменного века" приводит многочисленные примеры реципрокности в традиционных обществах. "Реципрокность — это принцип взаимной обменной помощи, когда один человек предоставляет что-то ценное другому человеку, ожидая получить взамен что-то равноценное или примерно равноценное", - говорится в словаре. Понятное дело, что никакой реципрокности в современном обществе не может быть по определению. Делиться чем-то ценным имеет смысл лишь там, где существует более или менее ограниченный коллектив, - семья, род, община, племя. Ныне, когда в государстве существуют десятки миллионов «граждан», которые по большей части являются совершенно посторонними друг для друга, никому и в голову не придёт раздавать свои вещи, - назад уже ничего не вернётся. Тем интереснее взглянуть, как люди жили до того, как появились «граждане» государств.

"Первейшая обязанность охотника-бушмена племени !кунг — выделить долю родителям жены. Он должен дать им лучшее, что у него есть, и с такой щедростью, какую только можно проявить, выполняя при этом и другие первостепенные обязательства — обязательства по отношению к своим собственным родителям, к своей жене и детям (заметьте, что все они готовят мясо и едят его по отдельности). Одновременно он оставляет порцию и для себя, хотя от неё он должен отдавать куски своим братьям и сёстрам, братьям и сёстрам жены, если таковые присутствуют, и другим родственникам, свойственникам и друзьям, которые находятся на стоянке. Возможно, это уже окажутся совсем небольшие порции. Каждый, получающий мясо, снова делится им на другой волне распределения со своими родителями, родителями супруга (или супруги), самим супругом, с детьми, братьями и сёстрами, а также с другими людьми. Мясо может быть уже приготовлено, а порции могут быть очень маленькими. Гостям, даже если они не являются близкими родственниками или свойственниками, тоже дают долю этой добычи те люди, к которым они пришли в гости» (Marshall 1961, р. 238)".

«Ни один бушмен не хочет выделяться, но Тома [предводитель группы] пошёл в этом дальше многих; у него почти ничего не было, и всё, что попадало в его руки, он отдавал другим. Он был дипломатичен, ибо, избрав добровольную бедность, он взамен снискал себе уважение всех людей своей группы, ставших его сторонниками» (Thomas, 1959, р. 183).

Этот Тома напоминает мне святого Франциска Ассизского.

"Влияние и престиж руководителя команды китобоев или предводителя охотников на оленя-карибу у североамериканских эскимосов, по крайней мере частично, возрастали благодаря добыче, которую тот раздавал в нарочито щедрой манере (Spencer, 1959, pp. 144,152 и след., 210 и след., 335-336, 351)".

Эскимос в каяке. Гренландия. 1932-1933 г.

"Западномеланезийские бигмены
были «мужчинами, которые глодали кости и жевали один лайм* — лучшее мясо они дарили другим, оставляя себе только крошечные куски, и так расточительно обходились с орехами-арека и перцем, что ничего не оставляли себе для бетелевой жвачки. Фольклорные предания о легендарных предводителях прошлого гласят, что хотя эти люди имели „больше свиней, чем можно сосчитать, и плантации более обширные, чем существуют сегодня", они всё раздавали» (р. 123; ср. pp. 118 и след.). Таково было положение главных лидеров мужских домов. Они тяжело трудились — «Руки всегда были в земле, и со лба постоянно катился пот» (р. 134), — а материального вознаграждения никакого. Главный бигмен деревни, однако, был полон амбиций. «Часто подчёркивается, что предводители столь ревностно заботились о своей репутации, что только и изобретали предлоги, чтобы раздавать еду» (р. 139). Жадность же и стяжательство были залогом низкого ранга. Тот, кто хочет иметь больше других, «опускается на низшую ступень общественной лестницы...» (р. 126)".

Всё по Евангелию:

"Иисус же, подозвав их [учеников], сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом" (Мк. 10:42-44).
 
«Каждое важное событие в жизни человека — свадьба, рождение, смерть и даже постройка нового дома или каноэ — отмечается пиршеством, и чем больше пиршеств устраивает человек, с чем большей щедростью выставляет он угощения, тем выше его престиж. Общественные лидеры — это те, кто больше всего отдаёт другим» (Hogbin, 1937-38, р. 290). «Общество ценит наиболее щедрых, которые, раздавая своё состояние, удовлетворяют потребности многих. В них видят идеальных мужей. Щедрость — высшая культурная ценность и атрибут, необходимый для приобретения приверженцев в политической и юридической жизни» (Pospisil, 1958, р. 57). Статус бигмена падает, если он лишается средств для проявления щедрости (р. 59); если же он захочет обладать слишком многим, то, похоже, столкнётся с бунтом под лозунгом эгалитаризма: «„...тебе не следует быть единственным богачом, мы все должны быть одинаково богатыми, поэтому ты останешься таким же, как мы" — так люди паниаи объясняли убийство Моте Йувопийа из Мади, тонови, который не был достаточно щедрым» (р. 80; ср. pp. 108-110). «Бигмена могут заклеймить прозвищем „дрянь-человек". Оно в большом ходу у меланезийцев. „Дрянь-человек" — это тот, кто не может раздавать достаточно пищи многочисленным друзьям и родственникам, равно как и удовлетворять свои собственные потребности» (Reay, 1959, р. 23). «Таким образом, главный признак сильного — быть богатым, а богатого — быть щедрым. Скупость, действительно, — худший порок и единственная вещь, по отношению к которой первобытные народы придерживались строгих взглядов, тогда как щедрость — суть добродетели» (Malinowski, 1922, р. 97).
 
Ну вот, а теперь, под этим углом зрения и в данном контексте, взглянем ещё раз на крито-минойских женщин с обнажёнными грудями.
 
Minoan ivory goddess. From Crete, 1600 BC. Ontario Museum.

Вот это подчёркнутое демонстрирование женских грудей не передаёт ли ту же идею реципрокности? 
 
Во многих ближневосточных изображениях богинь мы видим ту же идею ещё более "выпуклой".
 
 
Asherah, 13th century BC, Israel Museum

По-моему, мы здесь наблюдаем вполне прозрачный намёк на щердрость
— высшую культурную ценность и атрибут, необходимый для приобретения приверженцев. 
 
«Та, которая рождает плоды земли», - египетская Исида, малоазиатская Кибела, скорбь которой несёт умирание растительности, её двойник в Элладе – Деметра, карфагенская Танит, сидонская Астарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, - всё это лишь перевоплощения древней Матери Мира, - писал в своё время А. Мень.
 
Надо сказать, что это в женской природе — кормить и быть кормилицей. Мужчины просят, а женщины "дают". Как говорил Овидий в "Науке любви", "и Юпитер ходил к древним героиням в роли молящего. Ни одна женщина не шла к Юпитеру первою, несмотря на его могущество!" Женщине есть что предложить, она может проявить свою щедрость, и вслед за нею пойдут "полки за полками". Просто не может такого быть, чтобы женщины нигде и никогда не использовали своё главное богатство так, как меланезийские бигмены. Мужикам надо создавать богатство, чтобы проявлять щедрость; а красивым женщинам и создавать ничего не надо, они сами являются в высшей степени желанным богатством; надо только уметь "давать" и "не давать".
 
 
-----------------------------------------------------------------------------------

* Лайм — известь из толчёных кораллов, добавляется в бетелевую жвачку. Другие ингредиенты: плоды перечного растения — бетеля — и арековой пальмы. Бетелевая жвачка оказывает наркотическое действие. Жевание бетеля чрезвычайно распространено в Океании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий