А. Т. Толеубаев говорит, что Умай, древнейшее женское божество тюркских и монгольских народов, можно отнести к категории добрых духов. "Дело в том, что, хотя в древнетюркских эпитафиях она упоминается как богиня, материалы многих тюркских народов свидетельствуют, что Умай — это персонаж, стоящий между чистым духом и божеством".
"В казахском языке имя Умай сохранилось в виде «Май ана», т. е. «мать Май». Когда невеста бросала сало или наливала масло в очаг при первом визите в юрту свёкра, женщины приговаривали: «От-ана, Май ана, жарылка», т. е. «Мать-огонь, мать Май, благослови». При трудных родах роженица «кормила» огонь маслом и приговарила: «Мать-огонь, мать Май, благослови, извини проступки мои, развяжи узлы моих родов».
Вообще связь домашнего очага с божеством женского рода широко прослеживается у тюркоязычных народов Сибири. Например, у эвенков, долган (домашний очаг) ассоциировался с образом женщины и называли его «матушкой». Алтайцы говорили о нём «от-энэ» (мать-огонь)".
А я, от себя, добавлю связь Деметры с огнём. Помните, как Деметра "обжигала" и "закаляла" мальчика Демофонта в огне? Но ведь практически тем же самым занималась и Баба Яга русских народных сказок! Деметра — богиня, однозначно. А можно ли Бабу Ягу назвать богиней? Я уж не говорю о том, что "перепеканием" детей в печи занимались самые обыкновенные русские бабы.
Далее автор книги "Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов, А. Т. Толеубаев, пишет про албасты. "Казахи, как и все среднеазиатские народы, представляют албасты в образе женщины с большими, длинными грудями, лохматыми косами. Албасты в особенности страшна для рожениц. Во время родов она нападает на роженицу, наваливается на неё и давит огромными длинными грудями. С этим и связывают потерю сознания женщиной во время родов. В казахском языке есть изречение «кара басу» (букв. «оставаться под давлением кара»). Когда женщины умирают при трудных родах, говорят «задавила кара»".
Длинные титьки сразу указывают нам на русских лешачих. «Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут свободно ходить и бегать», - сказано в книге А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».
А теперь полюбуйтесь на палеолитических "венер":
Статуэтка "венеры" из Гагарино, Липецкая область. |
"Венера", вырезанная из бивня мамонта (фас и профиль). Костёнки I. Из раскопок 1952 г. |
Вот это поворот! Но это ещё не всё. По всей видимости, Умай и албасты — это, так сказать, две "ипостаси" одного и того же божества. Оно может являться и в "злом", и в "добром" образе, в зависимости от душевных качеств того или иного человека. Как говорится, подобное тянется к подобному.
И ещё немного про "венер". Где-то я читал, что при раскопках археологи находят их, как правило, возле древних очагов. Позднее, в русских избах это место получит название "бабий кут". "При родах женщину иногда помещали в бабий угол возле печи", - сообщает Википедия (Источник). Кажется, всё сходится...
Комментариев нет:
Отправить комментарий