popoffich говорит, что в Китае "на протяжении истории на государственном уровне и в городах существовали т.н. «имперские» культы – Храм Неба, Храм Земли, Храм Конфуция, крупные буддистские и даосские храмы, храмы богов покровителей городов, Бог Войны и т.д. На деревенском же уровне процветали культы Богинь, которые почти никак не контролировались из центра. Эти культы очень сильно варьировались в зависимости от местности и к тому же трансформировались с течением времени.
Писать я буду только про тот регион, который я знаю, а именно про север провинций Хэбей и Шанси. В этом регионе, в деревнях наиболее распространены храмы трёх богинь – Гуанинь, Водной Матери (Шуйму) и Нянян (Богиня или иногда Найнай – Бабушка).
Гуанинь – 观音 – изначально индийский буддистский бог Авалокитешвара что в переводе с санскрита означает «Наблюдающий за голосами», т.е. слушающий призывы о помощи или плач страждущих. Имя «Гуанинь» это буквальный перевод данного имени на китайский. Изначально в Индии Авалокитешвара изображается как мужчина. С приходом в Китай вначале приобрела андрогинные черты, а потом, ближе к 12 веку, и вовсе стала женщиной. Я подозреваю что до прихода буддизма в деревнях уже существовал культ подобной богини со схожими функциями, и они просто перешли в буддистскую Гуанинь. Иначе как объяснить эту половую трансформацию?
Вторая самая распространённая богиня - Водная Матерь (Шуйму 水母, Shuimu) – если почитать про неё в английской википедии, то там она будет малозначительной не то ведьмой, не то демоном, которая противостояла Гуанинь и Королю Обезьян. Так или иначе, но в «мейнстриме» китайской культурологии, Водной Матери отводится довольно незначительное место. Однако в районе Шанси-Хэбэя после 16 века в деревнях ей понастроено огромное количество храмов и святилищ, где она выступает одной из старших богинь ответственных за такое важное дело как дожди.
Этому есть две основных причины. Первая - Все храмы, посвящённые Водной Матери, называются 龙王庙 Longwang Miao или «храм Драконьих королей», что, как-бы предполагает, что это храм мужского божества, а точнее Драконов Четырёх Морей, чьи статуи и изображения находятся в храме. Но стоит зайти внутрь, и по самой композиции фигур (Водная Матерь в центре, короли по краям), по сюжету на фресках, видно, что храм на самом деле посвящён Водной Матери, а Короли Драконов — это подчинённые фигуры. Согласно сюжетам, изображённым на фресках, Водная Матерь является матерью - повелительницей драконов четырёх морей. На фресках они изображаются как четыре черноволосых бородатых мужчины верхом на драконах.
Вторая причина – статьи, посвящённые Водной Матери, писалась на основе гонконгских и южнокитайских источников, а на севере Китая, совершенно другая религиозная картина.
Третья наиболее популярная богиня – Нянян 娘娘 Niangniang, что означает просто «Богиня» или 奶奶 Nainai – т.е. «Бабушка» - она отвечает за деторождение. В центре возле северной стены, лицом на юг располагались три статуи, наиболее распространённый вариант — это троица из главной богини - 碧霞元君 – Bixia Yuanjun (Богиня голубого рассвета) – в центре и по краям её компаньонок Yanguang Nainai (眼光奶奶) – богиня ясного зрения и Songzi Niangniang (送子娘娘) – «Богиня приносящая детей».
Иконография всех трёх богинь – Водной Матери, Богини и Гуанинь прослеживается вплоть до 16 века. Но это не значит, что их культы не существовали ранее, просто в области, где проводились исследования, сами деревни вместе с храмами возникли не позднее этого же времени. В этот период династия Мин защищалась от постоянных монгольских нашествий с Севера, путём строительства как Великой Китайской Стены, так и сотен крепостей, и перемещением всех окрестных деревень в эти крепости. До этого, однако поклонение богиням тоже существовало, но в другой форме и под другими именами.
В попытках откопать их происхождение, через изучение информации о древнейших культах женских божеств, мы натыкаемся на культ уходящий своими корнями в самую древность китайской цивилизации – культ Матери Королевы Запада – Си-Ван-му (西王母- Xiwangmu). Рассмотрим его поподробнее.
Мать Королева Запада является одной из самых почитаемых и уважаемых богинь в даосизме. Первые письменные свидетельства о ней найдены на костях для гадания датированные 1500 г. до н.э., где говорится о предназначенных ей жертвоприношениях. Это значит, что поклонение Королеве Запада существовало как минимум более чем за 1000 лет до того, как даосизм стал организованной религией. Что интересно, запись на гадальной кости говорит, что жертвоприношение должно делаться восточной и западной матери, однако в более поздних мифах восточная матерь пропала и осталась только Матерь Запада. За восток же стал отвечать Отец Король Востока (東王公 Dongwang Gong), что более соответствовало принятым в конфуцианстве и даосизме представлениям о балансе женского Инь и мужского Ян. Кстати, согласно даосским представлениям именно эта пара отвечает за рождение Инь и Ян из дыхания Дао (道气阴阳 daoqiyinyang).
Появление Короля Востока относится к периоду династии Хань и расцвету конфуцианства. Именно в это время он стал появляться на фресках имперских гробниц, на стенах параллельных изображениям Си Ван-му. Однако это скорее всего был навязанный конфуцианской аристократией культ, который не обрёл популярности в народе. В даосизме этот бог остался, но не как муж Си Ван-му, а как инициатор даосских бессмертных мужского пола, в то время как Си Ван-му переводит в статус бессмертных даосов женского пола.
В народе же Восток продолжал ассоциироваться с женским божеством Ма Гу или Ма Цзы, которая живёт на мифической горе-острове Пэнлай и дарит вечную молодость. Практически все ранние изображения Королевы Матери Запада включают в себя горные пики, и, хотя ранние мифы разнятся в указании конкретной горы, но в более поздних богиня стала прочно ассоциироваться именно с мифической горой Кунлунь находящейся где-то на западе. Это стало канонической версией. Горный хребет Кунлунь, который мы знаем сейчас, был так назван именно в честь этой мифической горы. Так или иначе, но Королева Матерь Запада это «горная» богиня, что делает её очень схожей с античными богинями Реей и Кибелой, которые тоже жили в горах и также как и Си Ван-му ассоциировалась с тиграми, они окружали себя львами и пантерами.
![]() |
Иллюстрация к Шанхайцзинь изображающая Си Ван-му с тигриными зубами и хвостом. XVIII век. |
Ещё заслуживает внимания предложение про «ревущий голос», в оригинале используется иероглиф Xiào, который означает «тигриный рык» и который некоторые исследователи переводят как «шаманское пение, горловое пение», или камлание.
Во время династии Тан (золотой век Китая), когда даосизм был главной государственной религией, почитание Королевы Матери Запада достигло своего пика и в то же время её образ был «оцивилизован» и облагорожен. Современные китайцы знают её именно в этом образе. Исчезла тигриная морда и хвост пантеры. Она стала могущественной красавицей, которая живёт в охраняемом дворце на горе Кунлунь. Она окружена сонмом из младших богинь. Её дворец является своеобразным связующем звеном между небесами и землёй, эдаким «порталом» между миром смертных и бессмертных, где собираются боги на «Фестиваль Персиков».
Дело в том, что на территории дворца (или неподалёку от него) находится сад где растут волшебные персики, дарующие бессмертие, которые собирают раз в три тысячи лет. Во время фестиваля богиня преподносит эти персики своим гостям и отведав их они становятся бессмертными.
Ещё одной характерной чертой культа Королевы Матери Запада были оргиастические ритуалы, которые просуществовали как минимум до династии Хань. Сведения о них довольно скудны, но вот дошедшее до нас свидетельство в отрывке Wu xin zhi из книги «Ханьшу» 漢書 , написанной историком Бань Гу в конце I века нашей эры. Данный отрывок описывает период правления императора Ай, династии Хань (время правления с 7 по 1 год до н.э.):
«Во время правления императора Ай, в день Нового Года в четвёртый год Цянь Пин, люди были испуганы и бежали. Они держали соломинки или ветки в своих руках. Обменивая эти предметы друг с другом, они выкрикивали что приглашают удачу, многие тысячи людей бегали туда-сюда по улицам. Некоторые из них распустили свои волосы и другие шли босиком. Некоторые из них намеренно вырывались из городских врат посреди ночи, другие же проникали в город, перелезая через стены. Другие неслись на колесницах на предельной скорости и затем оставляли их без присмотра на стоянках. Там были люди, кто достигал столицу после того как они прошли через почти двадцать шесть округов на их пути. Летом того года, люди кто пришёл в столицу из округов, заполонили все улицы и переулки, исполняя ритуалы, поя и танцуя в честь Королевы Матери Запада».
На барельефе в гробнице времён династии Хань в Суйдэ, провинции Шанси есть изображение Матери Королевы Запада, с её волшебными зверями компаньонами и людьми, подносящими ей ветки, покрытые листьями:
Королева Матерь Запада в мифах и на изображениях, дошедших до нас, окружена такими компаньонами как трёхногая ворона, танцующая лягушка, девятихвостая лисица, лунный кролик, толкущий эликсир бессмертия в ступе, и цилинь. Также её сопровождает группа «Нефритовых Дев». Согласно «Песням царства Чу» (около 200 лет до н.э.), эти девы могут своими танцами заставлять духов спускаться с небес. В китайской культуре есть множество изображений этих экстатически танцующих женщин.
Тут, я думаю можно провести параллели с культом Кибелы. Кибела, так же как и Си Ван-му, считалась «горной» богиней матерью, и имела оргиастические культы в свою честь. Она описывается окружённой процессией жрецов корибантов, которые пляшут нагие с флейтами и цимбалами в экстазе и, доводя религиозное исступление до крайней точки, оскопляют себя. Также имеют место и зелёные ветки, которые держались участниками шествий в честь Кибелы, Афины и Диониса. Эти люди, несущие зелёные ветки, назывались «дендрофории». Как мы видим, в Китае ритуал повторяется вплоть до мелочей.
Также Королева Матерь Запада является покровительницей созвездия Большой Медведицы, которое занимает исключительную важность в даосизме. Во всех даосских храмах присутствует зал Большой Медведицы с изображением «Матери Большой Медведицы» - Доуму, а одним из даосских ритуалов с погружением в транс является танец, где нужно двигаться вдоль воображаемой линии созвездия, наступая на его звёзды.
Кроме того, именно Королева Запада является «инициатором» в даосских ритуалах, и она же ответственна за все медитативные и дыхательные практики даосской «внутренней алхимии» - нейдань, направленной на достижение бессмертия.
Хотя в даосизме наиболее известны великие мастера мужчины, но вряд ли есть какая иная крупная религия, куда женщины были бы вписаны сильнее. Все возрастающие ступени инициации в даосизме должны осуществляться служителем культа противоположного пола, а высшая ступень инициации представителями обеих полов вместе.
Традиционная китайская литература, посвящённая Си Ван-му, в основном концентрируется на её встречах с императорами, но более широкая «народная» традиция описывает её как защитницу женщин и девочек. Ей приносились жертвы в случае рождения в семье девочки, празднования 50-летия у женщины, и невесты в день свадьбы. Женщины, живущие за рамками патриархальной семьи – певицы, танцовщицы, проститутки, монахини, отшельницы – также пользовались её защитой" (Источник 1, 2).
Я к этому добавлю свои "пять копеек".
Во-первых, на мой взгляд, «горная» богиня, о которой сообщает popoffich, представляет собой собирательный образ архаических родовых (деревенских) богинь. "Хозяйка гор" гиляков (нивхов) – ближайшая параллель.
Во-вторых, описание несущихся людей с распущенными волосами напоминает древнегреческих менад. Кстати, дендрофоры имелись и в культе Диониса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий