28 марта 2025

Культ Богини Матери в Китае (2).

Далее popoffich высказывает предположение о том, что китайская богиня "Си Ван-му не просто похожа на древнегреческую Кибелу, а это и есть натуральная Кибела, занесённая в Китай во II  веке до н.э.". Это "культ, занесённый из Запада по Шёлковому Пути предположительно через бактрийское греко-индийское царство, созданное в Средней Азии после завоеваний Александра Македонского и позднее через созданную на его месте кушанскую империю, которая также испытывала сильное влияние эллинизма". При этом он ссылается на американского историка Виктора Мейра.

В книге В. Мейра Contact And Exchange in the Ancient World (Контакты и обмен в Древнем Мире), изданной в 2006 году, третья глава посвящена целиком Королеве Матери Запада. В этой главе он подробно разбирает древнейшую дошедшую до нас иконографию Си Ван-му (преимущественно поздняя династия Хань) и сопоставляет её с изображениями богинь Матерей в Малой Азии, Древнем Риме и Греции.

Он обращает внимание на своеобразный головной убор на голове Си-Ван-му, который называется «шэн» (胜 - Sheng). Судя по всему, его значение являлось загадкой даже для самих китайцев периода Хань и только в более поздние времена появляется его интерпретация как прялки, и самой Си Ван-му как эдакой китайской мойры, прядущей нить судьбы. Ближе к династии Тан «шэн» исчез с изображений окончательно и был заменён персиками, прикреплёнными к высокой причёске, либо золотой заколкой.

Си Ван-му, фрагмент изображения из гробницы. Династия Хань, провинция Шанси, музей в г.Сиань
 
Изображение Си Ван-му, зайца толкущего эликсир бессмертия, девятихвостой лисицы, трёхногого ворона и людей несущих зелёные ветки. Суйде, провинция Шанси, поздняя Хань

К сожалению, popoffich не приводит никаких изображений Кибелы с похожими головными уборами. А те, что он приводит, имеют на голове корону в виде крепостной стены, окружающей город.

"Теория Мейра состоит в том, что на Западе Богиня Мать изображалась стоя или сидящей на троне со львами у изголовья. В древнем Китае же, вплоть до династии Тан, не существовало стульев и тронов. Поэтому, когда китайцы видели доходящие до них с Запада фронтальные изображения Богини Матери, они принимали изголовье трона и его подлокотники за элементы одежды и головного убора". 

По-моему, эта теория Мейра выглядит "притянутой за уши".

"Дополнительным доводом в пользу этой теории служит то что самые древние гробницы с изображением Королевы Матери Запада были найдены в провинции Сычуань на западе Китая, то есть в регионах, которые первыми открылись иностранному влиянию. Так, например, буддизм тоже пришёл в Китай через провинцию Сычуань из кушанского царства. 

Первые влиятельные даосские общины, которые поклонялись Королеве Матери Запада, например, Пять Ковшей Риса и Школа Небесных Наставников, тоже произошли из провинции Сычуань. Куда, судя по всему, первыми пришли культы Кибелы вместе с купцами и служителями культа из эллинизированной Малой и Средней Азии".

В начале своей статьи popoffich верно заметил: "Вообще матриархат и наличие богини Матери, свойственно практически всем людским культурам со времен неолита" (Источник). Начал "за здравие", а кончил "за упокой". Если на территории Китая ещё со времён неолита существовали матриархальные культы, то, спрашивается, зачем носить в лес дрова? Скорее всего, культ Богини Матери, отмеченный popoffich'ем, имеет автохтонные китайские корни. Я, конечно, не отрицаю возможность того, что приверженцы культа Кибелы могли оказаться в Китае, но не надо забывать и о том, с какой лёгкостью древние язычники находили "своих" богов и богинь среди иноплеменников. Ну, допустим, увидели китайцы статуэтку богини Кибелы, - и что далее? Если китайцы прежде уже поклонялись Богине, они поставят эту статуэтку в свою божницу и будут дальше поклоняться местной деревенской Богине, а про имя "Кибела" и не вспомнят. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий