"Первое, что бросается в глаза в древнейших текстах Японии, - говорит А. Г. Дугин, - это выдающееся значение женского начала и яркие следы матриархального культа.
![]() |
Японка. |
Специфику мифологического ядра, вокруг которого строится Синто, можно описать как горизонтальную и жёстко конфликтную эквиполентность между двумя началами:
• матриархальным, хтоническим и морским (подводным), экстатически-шаманистским женственным и западным регионом Хонсю, Идзумо (и племенем идзумо).
К первому началу относятся создатели основного японского историала, построенного вокруг Ямато и его правителей, императорского рода, ведущего своё происхождение от Небесного Предка, царственного внука солнечной богини Аматэрасу Аматупико-пико-нэ-по-но нинигэ-нэ-но микото, спустившегося с Неба по особому пути на север южного острова Кюсю (пик горы Сопори-но яма-но такэ в стране Пимуко или Химуко, то есть стране Небесной девы — той самой, где, согласно китайским хроникам, правила священная жрица Химука).
И хотя культура Ямато считается патриархальной и солнечной, мы с самого начала видим в истории этого рода множество матриархальных «подводных» и отчётливо хтонических элементов, которые делают солярный характер Ямато достаточно относительным и внутренне проблематичным. С этим связано и то, что отправной точкой династии является Кюсю, страна, с точки зрения японской теософии, связанная с женским началом, и генеалогия, восходящая к подводным богам, и постоянная проблематичность и дисгармония в родственных отношениях — в частности, конфликт двух братьев, сыновей Нинигино микото, что закончилось утоплением одного из них (снова водная стихия).
Второй полюс — Идзумо — выступает в ещё более хтонически-матриархальной функции. Это западная область Японии, которая в цикле хроник играет ещё более матриархальную роль. Название области Идзумо связано с первобогиней Изанами-но микото, и в этой области находится один из главных храмов Синто — Идзумо-тайся. Эта богиня связана как с первотворением японских островов, считающихся плодом её рождения от брачного союза с родным братом Изанаки-но микото, так и со смертью, адом и страной вечного мрака Емитукуни. На западе, согласно японцам, в районе Идзумо находится вход в нижние подземные и подводные миры, связанные с женским началом в его чистом виде.
На территории Идзумо (область Ториками) произошла кровосмесительная связь солнечной богини Аматэрасу и её младшего брата Сусаноо-но микото и порождением ими группы богов, что закончилось, совершением Сусаноо-но микото ряда «грехов» — порча межи, противозаконная жертва, нарушение порядка тайной пряжи, испражнение в храме и т.д., в результате чего разгневанная Аматэрасу скрылась в Каменную Пещеру Неба (Ама-но иваядо), обрекая Вселенную на хаос и гибель во мраке, пока богам с огромным трудом не удалось вызвать хитростью её оттуда [1], а вся история закончилась пыткой Сусаноо и его изгнанием в страну Нэ-но куни, Страну Корней.
Дуализм Ямато/Идзумо, отражающий противостояние востока и запада Хонсю, мыслится как оппозиция патриархального Ямато (линия, ведущая к солнечной богине Аматэрасу через Ниниги-но микото) и матриархального Идзумо (линия, ведущая к водному и гипохтоническому Сусаноо-но микото). Но сразу же видно, что этот дуализм представляет собой нечто незаконченное и внутренне противоречивое, что влияет на всю структуру мифа: в Ямато множество женских черт — Аматэрасу, хотя и богиня солнца, не просто женского пола, но и отвечает за типично женское занятие — ткачество (что связано с созданием субстанциальной телесности мира); остров Кюсю и страна Пимуко относятся к женской богине и являются центром управляемого великой жрицей царства; матерью Дзимму и его женой являются дочери подводного царя (драконы/крокодилы); народ ама, вошедший в зону влияния Ямато, также чисто матриархальный и т.д. Следовательно, патриархальность Ямато весьма относительна и едва ли может быть соотнесена напрямую с классическими солярно-небесными божествами и принципами.не ведая, попал в страну уродства и скверны» и убегает.
Матери, получившей в Изанами яркое и чудовищное воплощение. Поэтому ночь, женщина, смерть превращаются в грандиозную ипостась японского ужаса и зла. А мужское патриархальное начало, хотя и мыслится достаточно могущественным, чтобы спастись от страны Ёми и запечатать вход в неё, оказывается в положении беглеца и находится принципиально на том же самом уровне, что и его женская антитеза".
------------------------------------------------------------------------------
[1] Богиня Ама-но узумэ-но микото обнажила для этого грудь, спустила юбку и исполнила на перев`рнутом котле танец, заставивший богов захохотать, что и привлекло внимание Аматэрасу, которая выглянула из пещеры, а когда увидела своё отражение в священном зеркале, выступила ещё больше, после чего притаившийся у входа в пещеру бог преградил ей вход. Этот сюжет чрезвычайно схож с сюжетом из Элевсинских мистерий, в котором служанка Баубо весьма сходным образом и при весьма сходных типологически обстоятельствах развеселила Деметру, тоскующую по дочери Коре и обрекшую своим трауром мир на увядание и стерильность (подобно Аматэарсу, без света которой вся природа начала увядать).
[2]
Этот спуск Изанаки имеет явные параллели в греческом мифе об Орфее
и Эвридике, с одной стороны, и с темой вкушения плода граната Персефоной в царстве Аида в истории с Деметрой в цикле Элевсинских мистерий, с другой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий