В каргопольской "бабе с птицами" каким-то чудом сохранились самые древнейшие - матриархальные - следы язычества.
Арина Медведева "с любовью и наслаждением" лепит из глины эти сакральные образы, пробуждая родовую память славян.
А Птица Медная комментирует эти образы:
"В традиционной каргопольской игрушке есть такой персонаж - баба с птицами <...> И вот, лепя ее и думая о ней, я вдруг столкнулась с тем, что этот образ мне напоминает о Мировом Древе. Ногами она уходит в землю - нижний мир,
головой - в небо, к солнцу (верхний мир), и птицы в руках, как на ветвях
древа, а средний мир (человеческий) - её талия с пояском из зёрен,
символизирующий плодородие. Вот что такое БАБА - мост между мирами, сила,
проводящая из области непроявленного в проявленный мир зёрна жизни,
дающая им форму и развитие. По сути творческое начало, держащее собой
всё мироздание. И вот пусть теперь крепко подумают все те, кто пытаются
нам, женщинам указывать наше место и что мы обязаны, а чего не
должны;))) Мы ничего не должны конкретно вам. У нас есть важное дело -
держать мир и материализовывать жизнь. Потому, что это можем только мы.
Вот мы какие - Солнечные бабы севера!!!:)" (Источник)
А я от себя добавлю, что каргопольская "баба с птицами" напоминает мне крито-минойских "богинь со змеями". Как мы знаем, на Крите до вторжения греков-ахейцев местные жрицы совершали свои религиозные "радения" с обнажённой грудью.
И каргопольские "бабы" часто тоже изображаются "топлесс".
К тому же, как мы видим, фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской. Белый
цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со
светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри. И здесь тоже я вижу удивительное совпадение с крито-минойским изобразительным искусством. В иконографии этого искусства женщины всегда изображаются светлокожими, в отличие от краснокожих мужчин.
В недавней статье «Русские в чистом виде» я говорил, что в культурном отношении поморов вполне можно назвать «русскими в чистом
виде». Потому что Поморье, Архангельская область — это такая «морозилка»
средневековой русской культуры и средневекового культурного кода. Оказывается, что русский Север — это не только «морозилка»
средневековой русской культуры, но и эпох гораздо более древних. Можно, например, провести параллели с птицеголовыми идолами неолитической культуры Винча.
И мы только сейчас начинаем понимать весь масштаб противостояния русского староверия никонианскому расколу. Всё-таки, несмотря на отдельные "заскоки" протопопа Аввакума и других "ревнителей православия", старообрядчество в целом представляется как стремление к сохранению родовой памяти, в отличие от космополитичного никонианства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий