Американский антрополог К. Хоукс предполагает, что охота на крупных животных могла возникнуть из мужской "саморекламы", из потребности мужчин продемонстрировать женщинам фертильного возраста свою "удаль молодецкую". Во всяком случае, в обществе охотников-собирателей именно таковой она и является. Подсчитав затраты энергии на добычу крупной дичи (например, антилопы) с помощью лука и стрел, К. Хоукс обнаружила, что полученная при этом выгода куда ниже затраченных усилий. Добыв дичь, мужчина гордо возвращается в лагерь и демонстративно делит её между соплеменниками. Гораздо экономичнее было бы ставить силки и ловушки, однако мужчины по какой-то причине придают бо́льшую значимость охоте. К. Хоукс видит в этой стратегии поведение, сходное с брачными демонстрациями других животных.
Ну да, я давно уже задавался этим вопросом: с какой стати в эпоху верхнего палеолита мужики охотились на мамонтов, пещерных медведей, быстроногих лошадей?
Разве не было мелкой и средней дичи? Разве не кишели рыбой реки и озёра? На морских побережьях археологи находят целые горы из раковин моллюсков. Помню, одно лето в середине 90-х гг. прошлого века, когда не было работы, я два или три месяца жил на одних грибах. В конце XX века можно было пропитататься собирательством, особо не напрягаясь. Карл, два ведра грибов хватало мне на несколько дней варить и жарить!
"Охота имеет все признаки испытания, позволяющего мужчинам продемонстрировать свои качества перед женщинами, - пишет М. Л. Бутовская. - Этим же целям служат различные подвиги, испытания и турниры, часто устраиваемые молодыми мужчинами в разных обществах. Средневековые баллады описывают подвиги молодых рыцарей, которые сумели ценой сверхчеловеческих усилий одолеть жестокого дракона, добыть Святой Грааль, извлечь меч из камня, победить великана-богатыря и т. п. и получили в награду признание дамы сердца".
О том же, но в гораздо более циничной форме, говорится в одном немецком приамеле в переводе А. И. Эппеля:
"Терзать скрипицы, лютни, дудки,
Пунцовые носить обутки,
Кистей навешать здесь и там,
В чём прежде полагали срам,
Манеры тщиться показать,
Власы кудрями завивать,
Петь серенады, задираться,
Слыть дерзким, на турнирах драться, –
И всё для дамы для своей,
Чтоб допускала к штучке сей".
Но, конечно, в охоте на бизонов имеется ещё один аспект, может быть даже более важный, чем аспект мужской "саморекламы". У М. Л. Бутовской промелькнуло слово "сверхчеловеческий". Вполне возможно, что мужчины обнаружили и открыли для себя сверхчеловеческое измерение именно в поединках с крупными млекопитающими, когда вспыхивает "магический жар", и всё такое... Случайно открытый "портал" в Иномирье оброс легендами и мифами, стал эпицентром архаичных инициаций и мистерий, оставил свой след в пещерном искусстве, и, в виде корриды, дожил до нашего времени.
Переход через границу миров (шутка) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий