М. Л. Бутовская рассказывает о придании женщинам (равно как и мужчинам) этноспецифических черт с помощью татуировок и шрамирования, подпиливания или удаления передних зубов в процессе мужской и женской инициации. Обычно выбивание зубов (чаще всего это нижние или верхние резцы, но могут также удалять и клыки) является непременным атрибутом инициации. Однако у нуэр Судана выбивают девушкам передние зубы в день свадьбы.
Ethiopia, Gambella region, Nuer tribe foto |
Подробное описание процедуры обтачивания зубов у манганджа можно встретить в дневниках Д. Ливингстона: "Зубы здесь, так же как и у бабиза, обтачивают так, что они становятся остроконечными. Некоторые манганджа зазубривают все передние верхние зубы при помощи маленьких кварцевых камешков. У одних зазубрины угловатые, у других — округлённые, последний вид зазубрин придаёт краям передних верхних зубов форму полулуний. Другие племена делают впереди, посередине между верхними зубами, отверстие треугольной формы. Удивительно, что в результате обтачивания и скобления, которым подвергаются зубы, согласно моде, не бывает зубной боли, которая появляется у нас, когда случайно отломится кусочек зуба".
Во многих племенах Амазонии женщины и мужчины прокалывают губы и просверливают носовую перегородку, чтобы украсить себя палочками, костяными вставками и деревянными брусочками.
Женщины эфиопского племени мурси умудряются вставить в прорезь в нижней губе тарелочку из необожжённой глины.
У других племён протыкается верхняя губа. Вот как тот же Д. Ливингстон описывает данный процесс: "Ещё у девочек протыкают верхнюю губу около носовой перегородки и вставляют небольшую булавку, чтобы прокол не зарос. Когда ранка зарастёт, булавку вынимают и заменяют её другой — большего размера. Это повторяется из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. Процесс увеличения отверстия на губе продолжается до тех пор, пока в него можно будет легко ввести кольцо диаметром в два дюйма. Все женщины горных районов носят пелеле; оно является обычным украшением также в районе верхней и нижней Шире... Верхняя губа, выступающая на два дюйма вперёд по отношению к кончику носа, — ужасно безобразное зрелище. Когда женщина, долго носящая полое бамбуковое кольцо, улыбается, действием скуловых мускулов кольцо и верхняя губа подбрасываются вверх выше бровей. Нос тогда виден в середине кольца, зубы обнажены; видишь, что они старательно обточены, чтобы иметь форму кошачьих или крокодильих. Пелеле одной старой дамы, Чиканда Кадзе, женщины-вождя, примерно в 20 милях от Морумбалы, висело ниже подбородка, окаймлённое частью верхней губы... Как появилась эта ужасная мода — загадка. "Почему носят женщины эти штуки? — спросили мы старого вождя Чинсунсе. Видимо удивлённый таким глупым вопросом, он отвечал: "Для красоты, конечно! У мужчин есть борода и усы, а у женщин нет; на что же была бы похожа женщина без усов и без пелеле? У неё был бы рот, как у мужчины, но без бороды. Вот смех!"
Во многих традиционных обществах мужчины нисколько не уступают женщинам в страсти украшать своё тело пирсингом и шрамированием.
Очевидно, сюда же можно присовокупить и практики по деформации черепов, но это отдельная большая тема.
Да, и конечно обрезание у мальчиков — из той же оперы.
XX век был у нас веком социального экспериментирования. А как назвать экспериментирование над собственным телом, характерное для архаических обществ? Может быть, посмертное бальзамирование тел и помещение их в саркофаг-"кокон", в видах грядущего воскресения из мёртвых, являлось своего рода "верхушкой айсберга", которая не появилась бы, если б не было всего многообразия "подводных" практик?
Вот произошло чудо, и появился человек из обезьяны (допустим). Но дальше-то что? Если человек уже раз претерпел трансформацию, значит, по идее, он и дальше может преображаться. Не являлись ли все эти обрезания, шрамирования, обтачивания, деформирования попытками дальнейшего изменения человеческой природы? По крайней мере, обрезание мальчиков напрямую связывается с обрезанием плодовых деревьев и кустарников; если малину и смородину не обрезать, они "дичают" и перестают плодоносить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий